5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Достопримечательности Кронштадта

Достопримечательности Кронштадта

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями – оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Интерактивная карта

Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX

Морской собор

Собор-памятник всем погибшим на службе морякам строился с 1902 по 1913 гг по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова, освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 2002 году вновь освящён, имеет статус ставропигиального.
Одновременно является филиалом центрального военно-морского музея.
К июлю 2013 в основном закончена реставрация, в частности из оригинальных пяти крупнейших в России витражей воссозданы три.

Режим работы: Как музей открыт ср-вс 11-18, службы в соборе по особому графику.

Координаты: N059 59.507, E029 46.646

Рейтинг: 239.57

Архитектура Кронштадта

Ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, “губернские” дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор, чугунная мостовая в центре города. Также интересны каналы, доки, портовые сооружения.

Рейтинг: 164.38

Якорная площадь

На площади распложены:

Памятник вице-адмиралу С.О. Макарову
Русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) погиб в ходе русско-японской войны при взрыве эскадренного броненосца “Петропавловск”. Памятник открыт в 1913 г. Скульптор – Л.В. Шервуд.

Памятник адмиралу Феодору Ушакову
2015 г., скульптор Владимир Горевой

Помимо указанных памятников на Якорной площади можно посмотреть:
-братскую могилу, в память о погибших во время восстаний 1905—1906-1917-1921 гг. и Гражданскую войну 1919 г.

-двухорудийную артиллерийскую 76-мм установку 81-К с линейного корабля «Октябрьская революция»

-два кормовых якоря (стоп-анкеры) линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра.

-стену Славы (открыта 9 мая 2000 года) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время ВОВ

Координаты: N059 59.483, E029 46.500

Кронштадт: больше, чем Петербург

Решил написать про свою поездку в Кронштадт отдельно, хоть она и состоялась во время визита в Питер, о котором я написал ранее. Кронштадт — это совсем маленький городишко (в 70 раз меньше Питера и в 25 раз меньше Самары), который значит для меня несколько больше чем Питер. Отчасти, именно благодаря его тяжелой судьбе я получил возможность появиться на свет. Но обо всём по порядку.

Зачем нужен Кронштадт и чем он особенный

Если вы когда-нибудь соберётесь отправиться к Кронштадт, пусть даже не целенаправленно, а в рамках поездки в Петербург, даже не вздумайте тратить на это своё время, не потрудившись узнать про его историю. Скорее всего, всё, что вы рассмотрите, не поинтересовавшись судьбой города — это синий мост (да, он просто окрашен в синий цвет), отметки уровня воды, храм и пару статуй морякам разных рангов. Возможно, на дорогущей (по моему карману) экскурсии, вас свозят к бетонным и кирпичным укреплениям.

В общем, Кронштадт — плохой выбор для ленивого путешественника. Кронштадт — город, который бессмысленно смотреть в отрыве от его истории, которую, в свою очередь, хорошо бы предварительно узнать.

Давайте узнавать. Первое, что нужно знать о Кронштадте и вы, скорее всего как раз это и знаете, Кронштадт — город-крепость, город-форт, город-порт. Появился Кронштадт благодаря стратегически-великолепному расположению острова Котлин (остров расположен посередине Финского залива, так, что все крупные суда, которые двигаются в сторону Невы, должны проходить близ него). Обязан своему появлению Кронштадт также Петру I с его амбициями относительно Балтики, подкрепленными, правда, собственной отвагой и сообразительностью. Вот как описывается эпизод одной небольшой, но очень важной для Петра битвы, предшествующей основанию Кронштадта:

Лодки уже вплотную подошли к неприятельским судам, и солдаты бросились на абордаж. Сам Петр, “не щадя своей монаршей милости”, одним из первых пробился на палубу “Астрели” с топором и гранатой в руках.

Так или иначе, с полным пониманием важности удержания позиций на Балтике, Петр I распорядился относительно Кронштадта (а тогда еще Кроншлота):

«Содержать сию цитадель с божиею помощью аще случится, хотя до последнего человека…»

Забегая вперед, стоит сказать, что Кронштадт отлично справлялся со своим предназначением и так никогда и не был взят, хотя попыток предпринималось достаточно.

Парусное судоходство или никакой морской романтики

Всю историю Кронштадта я бы разделил на 3 периода: парусное судоходство, советский период и современный (хотя это слово и применимо к Кронштадту лишь отчасти).

Когда речь заходит о парусном флоте и моряках, обычно в голове рисуется картинка, где бравые матросы и офицеры находятся в плаваниях, на берегу их встречают дамы. Жизнь их представляется хоть и непростой, но с романтическим налётом бесконечных путешествий, подвигов, свершений. Если же копнуть глубже, оказывается, что есть и другие стороны непростой моряцкой жизни в Кронштадте. Впрочем, судите сами.

Для того, чтобы сложить правдивое впечатление о портовой жизни матросов в годы парусного флота, достаточно прочитать пару строк:

Весьма отличалась от корабельной жизни и портовая жизнь матросов. Дело в том, что во время нахождения судов в порту рацион питания матросов сокращался. Возможно, на него и можно было бы выжить, если бы не воровство, в результате которого до матроса порой доходило весьма немного. До 60-х годов XVIII века, когда матросы жили особенно голодно, их официально отпускали в Петербург и другие близлежащие города зимой на заработки, а летом, кто не был в плавании, шел на работы в самом Кронштадте. Зачастую офицеры отправляли матросов на заработки, имея с их доходов некий процент, который помогал выжить и их семьям. Нередкими были в то время случаи, когда в зимнее время матросы промышляли подаянием.

Как это часто бывает, каким бы важным и стратегическим не был город (объект / проект), какое бы хорошее снабжение не было заложено, в тяжелое положение людей ставят чиновники/начальники и прочие промежуточные звенья. Так было и в те времена: начальники самых разных мастей задерживали в своих карманах по-немного, думая, что с того не убудет. Руководство раздавало грозные приказы: «Всего давать назначенным в кампанию судам щедро!» Морякам же приходилось выбивать в конторах каждый гвоздь, каждый фунт солонины со скандалом и боем.

– Воистину: у нас легче украсть, чем получить положенное, – мрачно шутили наши моряки.

А вот высказывание императора Александра I в адрес портовых чиновников Кронштадта:

«Они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать!»

…Целыми днями обивали пороги бесчисленных портовых контор бравые капитаны. Сыпались в кошельки складских толстосумов звонкие офицерские червонцы… Тоже что-то напоминает.

Столичные петербуржские гости, если складывать представление по найденным записям того периода, отмечали в числе основных тягот Кронштадта следующие: болезни (из-за отсутствия больниц и канализации, и наличию в достатке проституции), нищета портовой жизни матросов, плохая транспортная связь с Петербургом.

Были, собственно, и положительные стороны столь изолированного существования Кронштадта. Офицерский состав был огражден от многих соблазнов и посему тщательнее относился к службе, офицеры приходили друг другу на подмогу вплоть до того, что могли и кормить друг друга в тяжелое время. Так и сформировалась со временем совершенно особая каста кронштадских офицеров.

Отлично описал жизнь матросов и офицеров того периода Владимир Шигин, а я горячо рекомендую послушать соответствующие главы из аудиокниги. Впрочем, я подготовил пару интересных отрезков, если жаль тратить время на полные сорокаминутные главы.

Гуляя по городу, неподготовленный человек поневоле задается вопросом: «Что за здания окруженные водой, да прям по центру города?». А вот и ответ. Как это часто бывает, запланированный перенос адмиралтейства еще при Екатерине II, утратил свою актуальность при Павле I, достроено оно было с гораздо меньшим размахом, чем задумывалось изначально.

Стоит ли рассказывать, какую роль в жизни моряков играло Адмиралтейство?

Кронштадтское адмиралтейство – это был целый мир, живущий по своим, только ему присущим законам. С раннего утра до поздней ночи здесь снуют люди. Кажется, что все движутся хаотично, но на самом деле у каждого из снующих есть свое дело и каждый знает, как его делать быстро и толково. Помимо самих верфей, где воздвигаются корабельные короба, в адмиралтействе имеются всевозможные вспомогательные мастерские. Их такое множество, что непосвященный все и не упомнит: весельные, блоковые, столярные и парусные, резные, котельные, кузнечные и домкратные, буровые и инструментальные, якорные, меховые, фонарные и оконные, молярные, компасные, конопатные и бочарные, пильные, свечные и брандспойтные… В каждой мастерской кипит своя работа – опытные мастера и ученики‑подмастерья обеспечивают российский флот всем, что ему необходимо. Рядом с адмиралтействами рабочие и матросские слободки. Там живут семейные рабочие и нижние чины.

Макароны по флотски

Думаю, за редким исключением, каждый читатель отправляясь в путешествие в другой город на хоть сколь-нибудь продолжительный срок (коим для желудка является и 1 день) рассчитывает отведать что-то аутентичное из местной кухни. Прочтите тогда пару слов о том, что же из себя представляла кронштадская кухня времен парусного флота, а за испорченный аппетит порекомендую такое место, которое вы скорее всего и ожидаете заполучить.

Портовая кухня – чрезвычайно интересная и начисто сегодня забытая страница быта старого Кронштадта. Это было длинное здание с очагами в рост человека. Здание кухни делилось вдоль очагами на две половины с отделениями, по четыре очага в каждом. Очаг – это выложенный из кирпича в рост человека свод наподобие арки с выходной трубой. У стенки было небольшое возвышение, на котором стоял железный таган, рассчитанный на два котла вместимостью до 10 ведер. Котел и дрова нужно было приносить с собой. Вдоль стен у окон стояли нары сомнительной чистоты для чистки провизии. Пол был выложен большим неровным булыжником. Другим ее неудобством являлось отсутствие воды, которую зачастую брали тут же, из гавани. За варку пищи в этой кухне, начиная с 1828 года, существовал особый портовым сбор, идущий в пользу города. Сначала он составлял 3 копейки, а с 70-х годов XIX века – по 9 копеек с ласта (ласт – мера измерения вместимости судна (две тонны).

Воду для варки брали часто тут же в гавани, а потому ее чистота была весьма сомнительна. Военные моряки предпочитали варить себе пищу в казармах, матросы купеческих судов предпочитали питаться в портовых кабаках, но так было далеко не всегда. У военных, как всегда, что-то было поломано, а у торговых от пития в кабах быстро кончались деньги.

Среди коков в кронштадтской портовой кухне царила строгая иерархия, что как-то помогало поддерживать порядок. Старший из коков портовой кухни имел почетное звание «кока-адмирала», второй по важности именовался «коком-капитаном над портом», затем шел «кок-полицмейстер» и «коки-полицейские». Старшим коком назначался тот, чье судно первое приходило в Кронштадт с началом навигации. После ухода этого судна «адмиральское» звание передавалось второму по времени судну, но обязательно той же нации, что и первое. Каждый кок, кроме «адмирала», при своем представлении ставил всем коллегам водку или ром. Быть «адмиралом» на портовой кухне было весьма почетно. В Кронштадте обычно ими являлись англичане, которые очень гордились своей кухонной привилегией и принимали все меры, чтобы в будущую навигацию снова стать первыми.

Говоря о питании наших моряков в кронштадтской портовой кухне, следует отметить, что там питались обычно только нижние чины. Офицеры, семейные и имевшие квартиры в данном порту питались обычно у себя дома, а во время несения стояночной вахты – тем, что давала с собой жена.

Кухни военных кораблей располагались отдельно от кухонь торговых судов. Порядок там был строже. Каждое судно имело свой котел. Если судов в порту скапливалось особенно много, то корабельные коки делили каждый из котлов на несколько команд, соблюдая при этом установленную очередность и выделенное время для варки пищи. Начальник портовых кухонь (имевший классный чин) был человеком весьма авторитетным и в городе уважаемым. Разумеется, что он зачастую умудрялся на «приварках» сбивать себе неплохой капитал. За варку пищи существовал особый портовый налог в пользу города Кронштадта. В кронштадтской портовой кухне существовали отделения для англичан, голландцев, немцев, шведов и т. д. Каждая нация питалась отдельно от остальных. Таков был неписаный закон во всех портах Европы!

Разумеется, что постоянно возникали недоразумения. К примеру, наши коки в постные дни готовили пищу на постном масле, от этого стоял жуткий чад. Не выдерживая его, иностранные коки врывались в русское отделение кухни, хватали еду и выливали ее в воду. Наши, разумеется, тоже опустив руки не стояли. Надо сказать, что в коки на парусном флоте традиционно брали самых сильных и умевших за себя постоять. В этом был свой смысл, ведь коку надо было не только веслом в котле с кашей ворочать, но и при раздаче еды кулаком осаживать особо ретивых артельщиков.

Чтож, пора и слово держать. Ниже — обещанный ресторан под названием Голландская кухня. г. Кронштадт, Коммунистическая ул., 1

Читать еще:  Фото: 122-мм гаубица Д-30

Погиб смертью храбрых, спасая товарищей

Иван Тамбасов мгновенно оценил опасность, грозившую родному кораблю и боевым товарищам. Старшина, не обращая внимания на жуткую боль во всем теле, поднялся и подошел к раскаленным снарядам. Он голыми руками брал их и сбрасывал за борт линкора. Каждый из них жег ладони, но моряк не чувствовал этого. В голове только одна мысль: «Спасти товарищей, спасти корабль!»

Отважный моряк сбросил в воду все боеприпасы. Оставался еще один – последний. Он поднял его и уже направился к мерной стойке, до которой оставалось два-три шага. И в это мгновение раздался страшный взрыв. Снаряд разорвался прямо в его руках. Так геройской смертью, спасая корабль и боевых товарищей, погиб балтийский моряк, коммунист, славный воспитанник Кронштадта, старшина первой статьи Иван Иванович Тамбасов.

Достопримечательности Кронштадта

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями – оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Интерактивная карта

Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX

Морской собор

Собор-памятник всем погибшим на службе морякам строился с 1902 по 1913 гг по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова, освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 2002 году вновь освящён, имеет статус ставропигиального.
Одновременно является филиалом центрального военно-морского музея.
К июлю 2013 в основном закончена реставрация, в частности из оригинальных пяти крупнейших в России витражей воссозданы три.

Режим работы: Как музей открыт ср-вс 11-18, службы в соборе по особому графику.

Координаты: N059 59.507, E029 46.646

Рейтинг: 239.57

Архитектура Кронштадта

Ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, “губернские” дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор, чугунная мостовая в центре города. Также интересны каналы, доки, портовые сооружения.

Рейтинг: 164.38

Якорная площадь

На площади распложены:

Памятник вице-адмиралу С.О. Макарову
Русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) погиб в ходе русско-японской войны при взрыве эскадренного броненосца “Петропавловск”. Памятник открыт в 1913 г. Скульптор – Л.В. Шервуд.

Памятник адмиралу Феодору Ушакову
2015 г., скульптор Владимир Горевой

Помимо указанных памятников на Якорной площади можно посмотреть:
-братскую могилу, в память о погибших во время восстаний 1905—1906-1917-1921 гг. и Гражданскую войну 1919 г.

-двухорудийную артиллерийскую 76-мм установку 81-К с линейного корабля «Октябрьская революция»

-два кормовых якоря (стоп-анкеры) линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра.

-стену Славы (открыта 9 мая 2000 года) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время ВОВ

Координаты: N059 59.483, E029 46.500

Кронштадт: больше, чем Петербург

Решил написать про свою поездку в Кронштадт отдельно, хоть она и состоялась во время визита в Питер, о котором я написал ранее. Кронштадт — это совсем маленький городишко (в 70 раз меньше Питера и в 25 раз меньше Самары), который значит для меня несколько больше чем Питер. Отчасти, именно благодаря его тяжелой судьбе я получил возможность появиться на свет. Но обо всём по порядку.

Зачем нужен Кронштадт и чем он особенный

Если вы когда-нибудь соберётесь отправиться к Кронштадт, пусть даже не целенаправленно, а в рамках поездки в Петербург, даже не вздумайте тратить на это своё время, не потрудившись узнать про его историю. Скорее всего, всё, что вы рассмотрите, не поинтересовавшись судьбой города — это синий мост (да, он просто окрашен в синий цвет), отметки уровня воды, храм и пару статуй морякам разных рангов. Возможно, на дорогущей (по моему карману) экскурсии, вас свозят к бетонным и кирпичным укреплениям.

В общем, Кронштадт — плохой выбор для ленивого путешественника. Кронштадт — город, который бессмысленно смотреть в отрыве от его истории, которую, в свою очередь, хорошо бы предварительно узнать.

Давайте узнавать. Первое, что нужно знать о Кронштадте и вы, скорее всего как раз это и знаете, Кронштадт — город-крепость, город-форт, город-порт. Появился Кронштадт благодаря стратегически-великолепному расположению острова Котлин (остров расположен посередине Финского залива, так, что все крупные суда, которые двигаются в сторону Невы, должны проходить близ него). Обязан своему появлению Кронштадт также Петру I с его амбициями относительно Балтики, подкрепленными, правда, собственной отвагой и сообразительностью. Вот как описывается эпизод одной небольшой, но очень важной для Петра битвы, предшествующей основанию Кронштадта:

Лодки уже вплотную подошли к неприятельским судам, и солдаты бросились на абордаж. Сам Петр, “не щадя своей монаршей милости”, одним из первых пробился на палубу “Астрели” с топором и гранатой в руках.

Так или иначе, с полным пониманием важности удержания позиций на Балтике, Петр I распорядился относительно Кронштадта (а тогда еще Кроншлота):

«Содержать сию цитадель с божиею помощью аще случится, хотя до последнего человека…»

Забегая вперед, стоит сказать, что Кронштадт отлично справлялся со своим предназначением и так никогда и не был взят, хотя попыток предпринималось достаточно.

Парусное судоходство или никакой морской романтики

Всю историю Кронштадта я бы разделил на 3 периода: парусное судоходство, советский период и современный (хотя это слово и применимо к Кронштадту лишь отчасти).

Когда речь заходит о парусном флоте и моряках, обычно в голове рисуется картинка, где бравые матросы и офицеры находятся в плаваниях, на берегу их встречают дамы. Жизнь их представляется хоть и непростой, но с романтическим налётом бесконечных путешествий, подвигов, свершений. Если же копнуть глубже, оказывается, что есть и другие стороны непростой моряцкой жизни в Кронштадте. Впрочем, судите сами.

Для того, чтобы сложить правдивое впечатление о портовой жизни матросов в годы парусного флота, достаточно прочитать пару строк:

Весьма отличалась от корабельной жизни и портовая жизнь матросов. Дело в том, что во время нахождения судов в порту рацион питания матросов сокращался. Возможно, на него и можно было бы выжить, если бы не воровство, в результате которого до матроса порой доходило весьма немного. До 60-х годов XVIII века, когда матросы жили особенно голодно, их официально отпускали в Петербург и другие близлежащие города зимой на заработки, а летом, кто не был в плавании, шел на работы в самом Кронштадте. Зачастую офицеры отправляли матросов на заработки, имея с их доходов некий процент, который помогал выжить и их семьям. Нередкими были в то время случаи, когда в зимнее время матросы промышляли подаянием.

Как это часто бывает, каким бы важным и стратегическим не был город (объект / проект), какое бы хорошее снабжение не было заложено, в тяжелое положение людей ставят чиновники/начальники и прочие промежуточные звенья. Так было и в те времена: начальники самых разных мастей задерживали в своих карманах по-немного, думая, что с того не убудет. Руководство раздавало грозные приказы: «Всего давать назначенным в кампанию судам щедро!» Морякам же приходилось выбивать в конторах каждый гвоздь, каждый фунт солонины со скандалом и боем.

– Воистину: у нас легче украсть, чем получить положенное, – мрачно шутили наши моряки.

А вот высказывание императора Александра I в адрес портовых чиновников Кронштадта:

«Они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать!»

…Целыми днями обивали пороги бесчисленных портовых контор бравые капитаны. Сыпались в кошельки складских толстосумов звонкие офицерские червонцы… Тоже что-то напоминает.

Столичные петербуржские гости, если складывать представление по найденным записям того периода, отмечали в числе основных тягот Кронштадта следующие: болезни (из-за отсутствия больниц и канализации, и наличию в достатке проституции), нищета портовой жизни матросов, плохая транспортная связь с Петербургом.

Были, собственно, и положительные стороны столь изолированного существования Кронштадта. Офицерский состав был огражден от многих соблазнов и посему тщательнее относился к службе, офицеры приходили друг другу на подмогу вплоть до того, что могли и кормить друг друга в тяжелое время. Так и сформировалась со временем совершенно особая каста кронштадских офицеров.

Отлично описал жизнь матросов и офицеров того периода Владимир Шигин, а я горячо рекомендую послушать соответствующие главы из аудиокниги. Впрочем, я подготовил пару интересных отрезков, если жаль тратить время на полные сорокаминутные главы.

Гуляя по городу, неподготовленный человек поневоле задается вопросом: «Что за здания окруженные водой, да прям по центру города?». А вот и ответ. Как это часто бывает, запланированный перенос адмиралтейства еще при Екатерине II, утратил свою актуальность при Павле I, достроено оно было с гораздо меньшим размахом, чем задумывалось изначально.

Читать еще:  Зенитная 85-мм пушка КС-1

Стоит ли рассказывать, какую роль в жизни моряков играло Адмиралтейство?

Кронштадтское адмиралтейство – это был целый мир, живущий по своим, только ему присущим законам. С раннего утра до поздней ночи здесь снуют люди. Кажется, что все движутся хаотично, но на самом деле у каждого из снующих есть свое дело и каждый знает, как его делать быстро и толково. Помимо самих верфей, где воздвигаются корабельные короба, в адмиралтействе имеются всевозможные вспомогательные мастерские. Их такое множество, что непосвященный все и не упомнит: весельные, блоковые, столярные и парусные, резные, котельные, кузнечные и домкратные, буровые и инструментальные, якорные, меховые, фонарные и оконные, молярные, компасные, конопатные и бочарные, пильные, свечные и брандспойтные… В каждой мастерской кипит своя работа – опытные мастера и ученики‑подмастерья обеспечивают российский флот всем, что ему необходимо. Рядом с адмиралтействами рабочие и матросские слободки. Там живут семейные рабочие и нижние чины.

Макароны по флотски

Думаю, за редким исключением, каждый читатель отправляясь в путешествие в другой город на хоть сколь-нибудь продолжительный срок (коим для желудка является и 1 день) рассчитывает отведать что-то аутентичное из местной кухни. Прочтите тогда пару слов о том, что же из себя представляла кронштадская кухня времен парусного флота, а за испорченный аппетит порекомендую такое место, которое вы скорее всего и ожидаете заполучить.

Портовая кухня – чрезвычайно интересная и начисто сегодня забытая страница быта старого Кронштадта. Это было длинное здание с очагами в рост человека. Здание кухни делилось вдоль очагами на две половины с отделениями, по четыре очага в каждом. Очаг – это выложенный из кирпича в рост человека свод наподобие арки с выходной трубой. У стенки было небольшое возвышение, на котором стоял железный таган, рассчитанный на два котла вместимостью до 10 ведер. Котел и дрова нужно было приносить с собой. Вдоль стен у окон стояли нары сомнительной чистоты для чистки провизии. Пол был выложен большим неровным булыжником. Другим ее неудобством являлось отсутствие воды, которую зачастую брали тут же, из гавани. За варку пищи в этой кухне, начиная с 1828 года, существовал особый портовым сбор, идущий в пользу города. Сначала он составлял 3 копейки, а с 70-х годов XIX века – по 9 копеек с ласта (ласт – мера измерения вместимости судна (две тонны).

Воду для варки брали часто тут же в гавани, а потому ее чистота была весьма сомнительна. Военные моряки предпочитали варить себе пищу в казармах, матросы купеческих судов предпочитали питаться в портовых кабаках, но так было далеко не всегда. У военных, как всегда, что-то было поломано, а у торговых от пития в кабах быстро кончались деньги.

Среди коков в кронштадтской портовой кухне царила строгая иерархия, что как-то помогало поддерживать порядок. Старший из коков портовой кухни имел почетное звание «кока-адмирала», второй по важности именовался «коком-капитаном над портом», затем шел «кок-полицмейстер» и «коки-полицейские». Старшим коком назначался тот, чье судно первое приходило в Кронштадт с началом навигации. После ухода этого судна «адмиральское» звание передавалось второму по времени судну, но обязательно той же нации, что и первое. Каждый кок, кроме «адмирала», при своем представлении ставил всем коллегам водку или ром. Быть «адмиралом» на портовой кухне было весьма почетно. В Кронштадте обычно ими являлись англичане, которые очень гордились своей кухонной привилегией и принимали все меры, чтобы в будущую навигацию снова стать первыми.

Говоря о питании наших моряков в кронштадтской портовой кухне, следует отметить, что там питались обычно только нижние чины. Офицеры, семейные и имевшие квартиры в данном порту питались обычно у себя дома, а во время несения стояночной вахты – тем, что давала с собой жена.

Кухни военных кораблей располагались отдельно от кухонь торговых судов. Порядок там был строже. Каждое судно имело свой котел. Если судов в порту скапливалось особенно много, то корабельные коки делили каждый из котлов на несколько команд, соблюдая при этом установленную очередность и выделенное время для варки пищи. Начальник портовых кухонь (имевший классный чин) был человеком весьма авторитетным и в городе уважаемым. Разумеется, что он зачастую умудрялся на «приварках» сбивать себе неплохой капитал. За варку пищи существовал особый портовый налог в пользу города Кронштадта. В кронштадтской портовой кухне существовали отделения для англичан, голландцев, немцев, шведов и т. д. Каждая нация питалась отдельно от остальных. Таков был неписаный закон во всех портах Европы!

Разумеется, что постоянно возникали недоразумения. К примеру, наши коки в постные дни готовили пищу на постном масле, от этого стоял жуткий чад. Не выдерживая его, иностранные коки врывались в русское отделение кухни, хватали еду и выливали ее в воду. Наши, разумеется, тоже опустив руки не стояли. Надо сказать, что в коки на парусном флоте традиционно брали самых сильных и умевших за себя постоять. В этом был свой смысл, ведь коку надо было не только веслом в котле с кашей ворочать, но и при раздаче еды кулаком осаживать особо ретивых артельщиков.

Чтож, пора и слово держать. Ниже — обещанный ресторан под названием Голландская кухня. г. Кронштадт, Коммунистическая ул., 1

Ночной трагедии ничего не предвещало

Ночь с 16 на 17 апреля 1943 года прошла сравнительно спокойно, если учесть, что спокойствие на войне – понятие относительное. Корабли Балтийского флота стояли на рейде, «прорезая» своими контурами глубокую мглу. И вдруг предрассветную тишину нарушил свист фашистских снарядов: враг начал очередной артобстрел Кронштадта и боевых судов, стоявших в гавани и на рейде. Наши моряки открыли ответный огонь, завязался бой.

Один из немецких снарядов попал на палубу линкора «Октябрьская революция» и разорвался недалеко от расчета, которым командовал старшина Тамбасов. Воздушный волной его сбило с ног и отбросило в сторону. Очнувшись после кратковременной потери сознания, Иван Иванович увидел, что палубный настил весь в огне. Языки пламени уже подобрались к лежащим у его орудия неразорвавшимся снарядам. Старшина ужаснулся: ведь рядом артиллерийский погреб, а взрыв неминуем!

Достопримечательности Кронштадта

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями – оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Интерактивная карта

Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX

Морской собор

Собор-памятник всем погибшим на службе морякам строился с 1902 по 1913 гг по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова, освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 2002 году вновь освящён, имеет статус ставропигиального.
Одновременно является филиалом центрального военно-морского музея.
К июлю 2013 в основном закончена реставрация, в частности из оригинальных пяти крупнейших в России витражей воссозданы три.

Режим работы: Как музей открыт ср-вс 11-18, службы в соборе по особому графику.

Координаты: N059 59.507, E029 46.646

Рейтинг: 239.57

Архитектура Кронштадта

Ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, “губернские” дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор, чугунная мостовая в центре города. Также интересны каналы, доки, портовые сооружения.

Рейтинг: 164.38

Якорная площадь

На площади распложены:

Памятник вице-адмиралу С.О. Макарову
Русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) погиб в ходе русско-японской войны при взрыве эскадренного броненосца “Петропавловск”. Памятник открыт в 1913 г. Скульптор – Л.В. Шервуд.

Памятник адмиралу Феодору Ушакову
2015 г., скульптор Владимир Горевой

Помимо указанных памятников на Якорной площади можно посмотреть:
-братскую могилу, в память о погибших во время восстаний 1905—1906-1917-1921 гг. и Гражданскую войну 1919 г.

-двухорудийную артиллерийскую 76-мм установку 81-К с линейного корабля «Октябрьская революция»

-два кормовых якоря (стоп-анкеры) линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра.

-стену Славы (открыта 9 мая 2000 года) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время ВОВ

Координаты: N059 59.483, E029 46.500

Кронштадт: больше, чем Петербург

Решил написать про свою поездку в Кронштадт отдельно, хоть она и состоялась во время визита в Питер, о котором я написал ранее. Кронштадт — это совсем маленький городишко (в 70 раз меньше Питера и в 25 раз меньше Самары), который значит для меня несколько больше чем Питер. Отчасти, именно благодаря его тяжелой судьбе я получил возможность появиться на свет. Но обо всём по порядку.

Зачем нужен Кронштадт и чем он особенный

Если вы когда-нибудь соберётесь отправиться к Кронштадт, пусть даже не целенаправленно, а в рамках поездки в Петербург, даже не вздумайте тратить на это своё время, не потрудившись узнать про его историю. Скорее всего, всё, что вы рассмотрите, не поинтересовавшись судьбой города — это синий мост (да, он просто окрашен в синий цвет), отметки уровня воды, храм и пару статуй морякам разных рангов. Возможно, на дорогущей (по моему карману) экскурсии, вас свозят к бетонным и кирпичным укреплениям.

В общем, Кронштадт — плохой выбор для ленивого путешественника. Кронштадт — город, который бессмысленно смотреть в отрыве от его истории, которую, в свою очередь, хорошо бы предварительно узнать.

Давайте узнавать. Первое, что нужно знать о Кронштадте и вы, скорее всего как раз это и знаете, Кронштадт — город-крепость, город-форт, город-порт. Появился Кронштадт благодаря стратегически-великолепному расположению острова Котлин (остров расположен посередине Финского залива, так, что все крупные суда, которые двигаются в сторону Невы, должны проходить близ него). Обязан своему появлению Кронштадт также Петру I с его амбициями относительно Балтики, подкрепленными, правда, собственной отвагой и сообразительностью. Вот как описывается эпизод одной небольшой, но очень важной для Петра битвы, предшествующей основанию Кронштадта:

Лодки уже вплотную подошли к неприятельским судам, и солдаты бросились на абордаж. Сам Петр, “не щадя своей монаршей милости”, одним из первых пробился на палубу “Астрели” с топором и гранатой в руках.

Так или иначе, с полным пониманием важности удержания позиций на Балтике, Петр I распорядился относительно Кронштадта (а тогда еще Кроншлота):

«Содержать сию цитадель с божиею помощью аще случится, хотя до последнего человека…»

Забегая вперед, стоит сказать, что Кронштадт отлично справлялся со своим предназначением и так никогда и не был взят, хотя попыток предпринималось достаточно.

Парусное судоходство или никакой морской романтики

Всю историю Кронштадта я бы разделил на 3 периода: парусное судоходство, советский период и современный (хотя это слово и применимо к Кронштадту лишь отчасти).

Читать еще:  ЗУ-23-2. Детальные фото.

Когда речь заходит о парусном флоте и моряках, обычно в голове рисуется картинка, где бравые матросы и офицеры находятся в плаваниях, на берегу их встречают дамы. Жизнь их представляется хоть и непростой, но с романтическим налётом бесконечных путешествий, подвигов, свершений. Если же копнуть глубже, оказывается, что есть и другие стороны непростой моряцкой жизни в Кронштадте. Впрочем, судите сами.

Для того, чтобы сложить правдивое впечатление о портовой жизни матросов в годы парусного флота, достаточно прочитать пару строк:

Весьма отличалась от корабельной жизни и портовая жизнь матросов. Дело в том, что во время нахождения судов в порту рацион питания матросов сокращался. Возможно, на него и можно было бы выжить, если бы не воровство, в результате которого до матроса порой доходило весьма немного. До 60-х годов XVIII века, когда матросы жили особенно голодно, их официально отпускали в Петербург и другие близлежащие города зимой на заработки, а летом, кто не был в плавании, шел на работы в самом Кронштадте. Зачастую офицеры отправляли матросов на заработки, имея с их доходов некий процент, который помогал выжить и их семьям. Нередкими были в то время случаи, когда в зимнее время матросы промышляли подаянием.

Как это часто бывает, каким бы важным и стратегическим не был город (объект / проект), какое бы хорошее снабжение не было заложено, в тяжелое положение людей ставят чиновники/начальники и прочие промежуточные звенья. Так было и в те времена: начальники самых разных мастей задерживали в своих карманах по-немного, думая, что с того не убудет. Руководство раздавало грозные приказы: «Всего давать назначенным в кампанию судам щедро!» Морякам же приходилось выбивать в конторах каждый гвоздь, каждый фунт солонины со скандалом и боем.

– Воистину: у нас легче украсть, чем получить положенное, – мрачно шутили наши моряки.

А вот высказывание императора Александра I в адрес портовых чиновников Кронштадта:

«Они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать!»

…Целыми днями обивали пороги бесчисленных портовых контор бравые капитаны. Сыпались в кошельки складских толстосумов звонкие офицерские червонцы… Тоже что-то напоминает.

Столичные петербуржские гости, если складывать представление по найденным записям того периода, отмечали в числе основных тягот Кронштадта следующие: болезни (из-за отсутствия больниц и канализации, и наличию в достатке проституции), нищета портовой жизни матросов, плохая транспортная связь с Петербургом.

Были, собственно, и положительные стороны столь изолированного существования Кронштадта. Офицерский состав был огражден от многих соблазнов и посему тщательнее относился к службе, офицеры приходили друг другу на подмогу вплоть до того, что могли и кормить друг друга в тяжелое время. Так и сформировалась со временем совершенно особая каста кронштадских офицеров.

Отлично описал жизнь матросов и офицеров того периода Владимир Шигин, а я горячо рекомендую послушать соответствующие главы из аудиокниги. Впрочем, я подготовил пару интересных отрезков, если жаль тратить время на полные сорокаминутные главы.

Гуляя по городу, неподготовленный человек поневоле задается вопросом: «Что за здания окруженные водой, да прям по центру города?». А вот и ответ. Как это часто бывает, запланированный перенос адмиралтейства еще при Екатерине II, утратил свою актуальность при Павле I, достроено оно было с гораздо меньшим размахом, чем задумывалось изначально.

Стоит ли рассказывать, какую роль в жизни моряков играло Адмиралтейство?

Кронштадтское адмиралтейство – это был целый мир, живущий по своим, только ему присущим законам. С раннего утра до поздней ночи здесь снуют люди. Кажется, что все движутся хаотично, но на самом деле у каждого из снующих есть свое дело и каждый знает, как его делать быстро и толково. Помимо самих верфей, где воздвигаются корабельные короба, в адмиралтействе имеются всевозможные вспомогательные мастерские. Их такое множество, что непосвященный все и не упомнит: весельные, блоковые, столярные и парусные, резные, котельные, кузнечные и домкратные, буровые и инструментальные, якорные, меховые, фонарные и оконные, молярные, компасные, конопатные и бочарные, пильные, свечные и брандспойтные… В каждой мастерской кипит своя работа – опытные мастера и ученики‑подмастерья обеспечивают российский флот всем, что ему необходимо. Рядом с адмиралтействами рабочие и матросские слободки. Там живут семейные рабочие и нижние чины.

Макароны по флотски

Думаю, за редким исключением, каждый читатель отправляясь в путешествие в другой город на хоть сколь-нибудь продолжительный срок (коим для желудка является и 1 день) рассчитывает отведать что-то аутентичное из местной кухни. Прочтите тогда пару слов о том, что же из себя представляла кронштадская кухня времен парусного флота, а за испорченный аппетит порекомендую такое место, которое вы скорее всего и ожидаете заполучить.

Портовая кухня – чрезвычайно интересная и начисто сегодня забытая страница быта старого Кронштадта. Это было длинное здание с очагами в рост человека. Здание кухни делилось вдоль очагами на две половины с отделениями, по четыре очага в каждом. Очаг – это выложенный из кирпича в рост человека свод наподобие арки с выходной трубой. У стенки было небольшое возвышение, на котором стоял железный таган, рассчитанный на два котла вместимостью до 10 ведер. Котел и дрова нужно было приносить с собой. Вдоль стен у окон стояли нары сомнительной чистоты для чистки провизии. Пол был выложен большим неровным булыжником. Другим ее неудобством являлось отсутствие воды, которую зачастую брали тут же, из гавани. За варку пищи в этой кухне, начиная с 1828 года, существовал особый портовым сбор, идущий в пользу города. Сначала он составлял 3 копейки, а с 70-х годов XIX века – по 9 копеек с ласта (ласт – мера измерения вместимости судна (две тонны).

Воду для варки брали часто тут же в гавани, а потому ее чистота была весьма сомнительна. Военные моряки предпочитали варить себе пищу в казармах, матросы купеческих судов предпочитали питаться в портовых кабаках, но так было далеко не всегда. У военных, как всегда, что-то было поломано, а у торговых от пития в кабах быстро кончались деньги.

Среди коков в кронштадтской портовой кухне царила строгая иерархия, что как-то помогало поддерживать порядок. Старший из коков портовой кухни имел почетное звание «кока-адмирала», второй по важности именовался «коком-капитаном над портом», затем шел «кок-полицмейстер» и «коки-полицейские». Старшим коком назначался тот, чье судно первое приходило в Кронштадт с началом навигации. После ухода этого судна «адмиральское» звание передавалось второму по времени судну, но обязательно той же нации, что и первое. Каждый кок, кроме «адмирала», при своем представлении ставил всем коллегам водку или ром. Быть «адмиралом» на портовой кухне было весьма почетно. В Кронштадте обычно ими являлись англичане, которые очень гордились своей кухонной привилегией и принимали все меры, чтобы в будущую навигацию снова стать первыми.

Говоря о питании наших моряков в кронштадтской портовой кухне, следует отметить, что там питались обычно только нижние чины. Офицеры, семейные и имевшие квартиры в данном порту питались обычно у себя дома, а во время несения стояночной вахты – тем, что давала с собой жена.

Кухни военных кораблей располагались отдельно от кухонь торговых судов. Порядок там был строже. Каждое судно имело свой котел. Если судов в порту скапливалось особенно много, то корабельные коки делили каждый из котлов на несколько команд, соблюдая при этом установленную очередность и выделенное время для варки пищи. Начальник портовых кухонь (имевший классный чин) был человеком весьма авторитетным и в городе уважаемым. Разумеется, что он зачастую умудрялся на «приварках» сбивать себе неплохой капитал. За варку пищи существовал особый портовый налог в пользу города Кронштадта. В кронштадтской портовой кухне существовали отделения для англичан, голландцев, немцев, шведов и т. д. Каждая нация питалась отдельно от остальных. Таков был неписаный закон во всех портах Европы!

Разумеется, что постоянно возникали недоразумения. К примеру, наши коки в постные дни готовили пищу на постном масле, от этого стоял жуткий чад. Не выдерживая его, иностранные коки врывались в русское отделение кухни, хватали еду и выливали ее в воду. Наши, разумеется, тоже опустив руки не стояли. Надо сказать, что в коки на парусном флоте традиционно брали самых сильных и умевших за себя постоять. В этом был свой смысл, ведь коку надо было не только веслом в котле с кашей ворочать, но и при раздаче еды кулаком осаживать особо ретивых артельщиков.

Чтож, пора и слово держать. Ниже — обещанный ресторан под названием Голландская кухня. г. Кронштадт, Коммунистическая ул., 1

Достопримечательности Кронштадта

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями – оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Интерактивная карта

Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX

Морской собор

Собор-памятник всем погибшим на службе морякам строился с 1902 по 1913 гг по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова, освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 2002 году вновь освящён, имеет статус ставропигиального.
Одновременно является филиалом центрального военно-морского музея.
К июлю 2013 в основном закончена реставрация, в частности из оригинальных пяти крупнейших в России витражей воссозданы три.

Режим работы: Как музей открыт ср-вс 11-18, службы в соборе по особому графику.

Координаты: N059 59.507, E029 46.646

Рейтинг: 239.57

Архитектура Кронштадта

Ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, “губернские” дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор, чугунная мостовая в центре города. Также интересны каналы, доки, портовые сооружения.

Рейтинг: 164.38

Якорная площадь

На площади распложены:

Памятник вице-адмиралу С.О. Макарову
Русский океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) погиб в ходе русско-японской войны при взрыве эскадренного броненосца “Петропавловск”. Памятник открыт в 1913 г. Скульптор – Л.В. Шервуд.

Памятник адмиралу Феодору Ушакову
2015 г., скульптор Владимир Горевой

Помимо указанных памятников на Якорной площади можно посмотреть:
-братскую могилу, в память о погибших во время восстаний 1905—1906-1917-1921 гг. и Гражданскую войну 1919 г.

-двухорудийную артиллерийскую 76-мм установку 81-К с линейного корабля «Октябрьская революция»

-два кормовых якоря (стоп-анкеры) линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра.

-стену Славы (открыта 9 мая 2000 года) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время ВОВ

Координаты: N059 59.483, E029 46.500

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: