БТР-80 – лучший бронетранспортёр СССР, находящийся в строю до сих пор
БТР-80 – лучший бронетранспортёр СССР, находящийся в строю до сих пор
Середина 50-х годов была непростым временем для бронетранспортёров всех армии мира. Так как новая тактика ведения боевых действий требовала от моторизированной пехоты не только постоянно сопровождать танковые соединения, но и зачастую идти перед ними. Колёсные бронетранспортёры тех лет не справлялись с такой задачей, поэтому во многих странах полностью отказались от них, в пользу техники на гусеничном ходу. Советский Союз же решил продолжить традицию выпуска боевых машин на колёсном ходу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАК-ТЕРИСТИКИ БТР-80
Год принятия на вооружение 1982
Боевая масса, т 13,6+3%
Экипаж + десант, чел. 2+8
Длина / ширина по гусеницам (экранам) / высота общая, мм 7700 / 2900 / 2410
Клиренс, мм 475
Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип КПВТ, 14,5-мм, крупнокалиберный пу-лемет
Техн. скорострельность, выстр./мин.
Система подачи боеприпасов ленточная
Углы вертикальной наводки, град. от – 4 до + 60
Боекомплект, выстр 500
ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт. нет
Пулеметы, количество – калибр, мм ПКТ, 1- 7,62-мм
Количество патронов, шт. 2000
Дымовые гранатометы, шт. 6
Число амбразур десанта, шт 8
Информационно-управляющая система нет
Система управления огнем, состав 1ПЗ-7, ТКН-3МБ
Тип лобовой брони стальная катанная
Наличие ФВУ есть
Средства маскировки и РЭБ 902В
Двигатель, тип, марка / макс. мощность стендовая, л.с. дизельный, КАМАЗ-7403/ 260
Трансмиссия: тип, марка механическая, ступенчатая
Ходовая часть подвеска / гусеница независимая, на поперечных рычагах, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч 80 / 10
Удельная мощность, л.с./т 19,1
Емкость топливных баков, л 300
Запас хода по шоссе, км 600
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 2,3-3,7
Авиатранспортабельность приспособлен к перевозке самолетами ВТА посадочным способом
БТР-70
Поскольку на нашем сайте про танки пока нет информации по бронетранспортеру БТР-80 (и многим другим), то можно сейчас, нисколько не нарушая авторских прав журнальной серии “Русские танки”, частично устранить этот пробел. Мы надеемся, что разделы по бронемашинам всех времен и народов рано или поздно будут созданы в “энциклопедичном” варианте соответствующим историческим периодам.
БТР-80 раннего выпуска
Колесный бронетранспортер БТР-80 стал дальнейшим развитием БТР-70. Принят на вооружение в 1986 году, разработан под руководством главного конструктора А.Г. Масягина, воплотил в себе афганский опыт боевого применения БТР-70. Серийный выпуск (1984 г.) – на Арзамасском машиностроительном заводе. БТР-80, являясь основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших республик, применялся почти во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве, состоит на вооружении около 26 государств.
Пулестойкие шины КИ-80 или КИ-126 позволяют БТР-80 продолжать движение после выхода из строя одного или двух колес, используются двигатели в 240 л. с. – ЯМЭ-238М2. Значительно упрощено десантирование из бронетранспортера (в том числе и на ходу) за счет более крупных двустворчатых боковых люков (нижние секции используются в качестве подножек). Значительно расширена зона обстрела из стрелкового оружия десанта по опыту боев в горных условиях Афганистана. БТР-80 имеет усовершенствованную БПУ-1 (башенную пулеметную установку) с вертикальным углом наведения 600 и новым оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивающим возможность зенитной стрельбы. Бронетранспортер оснастили системой 902В для постановки маскирующих дымзавес, смонтированных на задней стенке башни шесть гранатометов. На БТР-80 ранних выпусков стояли радиостанции Р-123, которые в дальнейшем заменили на Р-163-50У. В конструкцию бронетранспортера вносились усовершенствования в процессе серийного производства.
В 1994 году поступил в серийное производство и принят на вооружение БТР-80А (ГАЗ-59029) – дальнейшее развитие БТР-80. Создавался этот бронетранспортер в АО “ГАЗ” под руководством А. Масягина в рамках темы “Буйность”. Вместо крупнокалиберного пулемета установлено 30-мм автоматическое орудие 2А72 (впервые на отечественных машинах такого класса) с боекомплектом 300 снарядов, созданное на базе пушки 2А42 в КБП под руководством А.Шипунова, применяемой на БМП-2, БМД-2 и БМД-3, в вертолетах Ка-50/52 и Ми-28.
БТР-80А имеет возможность поражать самолеты и вертолеты противника на дальности до 4000 м, вести огонь на больших углах возвышения (до 700) за счет конструкции новой башни. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКГ.
Вооружение размещено на лафете, который вынесен за пределы обитаемого отсека – при стрельбе это уменьшает загазованность внутренних помещений бронетранспортера. В ночных условиях БТР-80А может поражать цели на дальности до 900 м, благодаря танковому ночному прицелу ТПН-3-42 “Кристалл”.
В 1994 году создан и запущен в производство на АО “АМЗ” для внутренних войск МВД более простой вариант – БТР-80С, на котром вместо пушки установлен 14,5-мм пулемет КПВТ.
БТР-80М – с двигателем ЯМЗ-238 и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью.
На базе БТР-80 разработаны и выпускаются многочисленные бронированные машины специального назначения. Было создано несколько типов командно-штабных машин, машина управления артиллерии 1В118, станция спутниковой связи; машина огневой поддержки и другие машин.
Опыт боевого применения бронетехники в “горячих точках” показал возросшую эффективность противотанковых кумулятивных боеприпасов. В итоге был предложен вариант оснащения БТР-80 сетчатыми экранами, которые монтируются на корпусе и способны защитить машину от кумулятивных боеприпасов и крупнокалиберных пуль. Один БТР-80 доработан путем установки динамической защиты первого поколения. Ходовая часть которого частично прикрыта фрагментами резиновых экранов от Т-72.
Для РВСН по теме “Тайфун” проектируется вариант БТР-80 для обеспечения безопасности ракетных подразделений. Основными отличиями являются: новая башня с ПКТ (7,62 мм) и прицелом ТКН-4С, за башней на мачте установлена РЛС “Кредо-1”, существуют спецсредства наблюдения и оповещения.
Работы по совершенствованию бронетранспортеров ведутся и в других странах. В Харькове на заводе им. Малышева создан для БТР-80 новый боевой модуль с двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ, установленными в открытой сверху и сзади башне.
Серийное производство
Серийное производство БТР-60 началось в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе, который и впоследствии оставался единственным производителем этих машин в СССР. БТР-60 был впервые представлен населению и иностранным военным обозревателям на военном параде на Красной площади 1 мая 1962 года, в парадном строю на нём прошли части Московского гарнизона, а к осени 1963 года он стал поступать на вооружение групп советских войск за рубежом, что также не обошли вниманием западногерманские военные обозреватели [9] .
Уже вскоре после начала производства бронетранспортёр был модернизирован путём установки приборов ночного видения и командирского панорамного смотрового прибора [10] . Следующее, значительно более серьёзное изменение коснулось броневого корпуса, который получил броневую крышу и стал полностью закрытым. Это было вызвано двумя причинами. Первой стала высокая уязвимость открытых сверху бронетранспортёров в городских боях, продемонстрированная в ходе уличных боёв в Венгрии в 1956 году, когда основные потери БТР-152 понесли от бутылок с зажигательной смесью, закидывавшихся из верхних окон домов. В результате уже тогда предлагалось часть бронетранспортёров выпускать в закрытом варианте специально для действий в таких условиях [11] . Помимо этого, броневая крыша обеспечивала транспортёру и некоторую защиту от огня авиации [7] . Второй причиной стала переориентация в 1960-х годах армии на действия в условиях применения тактического ядерного оружия, считавшегося тогда весьма вероятным. Невозможность действий спешенной или находившейся на открытом воздухе пехоты на местности, подвергшейся радиоактивному заражению, требовала перехода к полностью закрытому транспортному средству, оснащённому противоатомной защитой, позволявшего десанту вести огонь из-под брони, по типу БМП [12] . Вместе с тем, броневая крыша значительно ограничивала возможности пехоты по наблюдению за местностью и ведению огня не спешиваясь, что критиковали некоторые военные специалисты. Тем не менее, крайняя уязвимость открытых бронетранспортёров в условиях возможной ядерной войны решила дело, и был совершён переход к полностью закрытым машинам [11] .
БТР-60 получил слегка более высокий броневой корпус с крышей толщиной 7 мм с двумя большими десантными люками в ней и двумя отдельными для командира и механика-водителя. Чтобы компенсировать потерю возможности десанта вести огонь через верх, в каждом из верхних бортовых листов появились по три лючка, закрываемых броневыми заслонками. Вооружение бронетранспортёра и приборы наблюдения остались прежними, но вместо съёмных установок на лобовом и бортовых листах корпуса пулемёт был перенесён на фиксированную турельную установку к переднему десантному люку. Также пулемёт СГМБ был заменён на ПКБ того же калибра. Число десантников сократилась до 12 человек, при этом значительно осложнилась их посадка и высадка [12] . Модернизированный бронетранспортёр получил обозначение БТР-60ПА и сменил в производстве БТР-60П с 1963 года. Порой также эта модификация называется БТР-60ПК, но официальным это название не было. С 1965 года его сменила на сборочных линиях модификация БТР-60ПА1, отличавшаяся усовершенствованными агрегатами двигателя и трансмиссии [7] .
Уже вскоре после запуска в производство БТР-60ПА1 последовала его новая кардинальная модернизация, на этот раз затронувшая вооружение. На бронетранспортёр была установлена башня от БРДМ-2 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Перевозимый десант вновь сократился, на этот раз до 8 человек, из которых шесть находились в десантном отделении, а ещё два — в лобовой части машины под башней, один из них выполнял и функции башенного стрелка. Помимо этого, бронетранспортёр получил новые приборы наблюдения и два дополнительных люка в верхних боковых листах в районе десантного отделения, облегчивших посадку и высадку из транспортёра. Также было слегка усилено лобовое бронирование корпуса и улучшена противоатомная защита. Модернизированный вариант получил обозначение БТР-60ПБ и поступил в производство в 1966 году. БТР-60ПБ оказался наиболее удачным вариантом БТР-60 и выпускался серийно без значительных изменений, за исключением установки смотрового прибора ТНПТ-1 в башне на машинах поздних выпусков, вплоть до 1976 года, когда его сменил в производстве новый БТР-70, разработанный на основе опытной колёсной БМП ГАЗ-50 и сохранявший большинство конструктивных особенностей БТР-60ПБ, но отличавшийся полностью переработанным более низким корпусом со слегка улучшенной бронезащитой, более мощными двигателями и изменённым расположением десанта [13] [14] . Тем не менее, на других заводах выпуск БТР-60ПБ продолжался вплоть до 1987 года [2] . Вопрос о количестве выпущенных машин является сложным, так как достоверные советские или российские данные в печати по-прежнему отсутствуют. По западным оценкам, было выпущено до 25 000 БТР-60 всех модификаций [3] [15] , однако историк М. Барятинский считает эту цифру значительно завышенной, так, весьма вероятно, что в неё входят также БТР-70 и БТР-80, производившиеся позднее [3] . Вместе с тем, численность всё ещё имеющихся на вооружении БТР-60, с учётом значительного числа списанных и отправленных на слом и потерянных в боях машин, а также цифр ежегодного выпуска БТР-70 и БТР-80 всё на том же Горьковском автомобильном заводе, говорят о более чем 10 000 выпущенных за 16 лет машин [4] .
Помимо СССР, лицензионное производство БТР-60 было развёрнуто в Румынии под обозначением TAB-71. Первоначальная версия базировалась на БТР-60П и также имела открытый верх, но отличалась установкой более мощных карбюраторных двигателей SR-225 мощностью 140 л. с. каждый, а также рядом более мелких изменений. Серийное производство TAB-71 началось в 1960 году на заводе RomArm. Позднее TAB-71 прошёл модернизацию, подобную БТР-60ПБ, получив закрытый корпус, башню с 14,5-мм пулемётом и дизельные двигатели Saviem 797-05 мощностью по 130 л. с. Новая модификация получила обозначение TAB-71M и находилась в производстве до замены на сборочных линиях в 1970-х годах бронетранспортёром TAB-77, разработанным, в свою очередь, на базе БТР-70 [16] .
Машины на базе БТР-80
На базе БТР-80 была разработана целая серия боевых машин различного назначения:
- Бронетранспортёр для командирского состава;
- Артиллерийское самоходное орудие 2С23 «Нона СВК», которое было разработано в конце 80-х годов и поставлялось в армию с 1990 года;
- Ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, которая предназначена для ремонтных подразделений мотострелковых войск. В её задачу входит буксировка и мелкий ремонт повреждённых бронетранспортёров и специальных машин на базе БТР-80. Для этого БРЭМ-К оборудована всем необходимым оборудованием;
- РХМ-4 или разведывательно-химическая машина.
В 1994 году конструкторами была разработана модифицированная модель БТР-80, которая получила индекс БТР-80А. Новая боевая машина получила все плюсы предыдущей модели, кроме этого, была существенно повышена огневая мощь. Вместо крупнокалиберного пулемёта на новую машину была установлена автоматическая пушка калибра 30-мм. Боекомплект хранится в нижней части башни бронетранспортёра и составляет 300 снарядов для пушки и 2 000 для пулемёта. Пушка оснащается осколочно-фугасно-зажигательными снарядами, осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. Первые два типа снарядов могут использоваться для стрельбы по воздушным и наземным целям, а бронебойные могут поражать огневые точки и бронированные цели.
Для наведения пушки на цель используются два типа прицелов, дневного и ночного видения. Днём огонь из пушки может вестись на расстоянии до 2 000 метров бронебойными, и до 4 000 осколочно-фугасно-зажигательными снарядами. Прицел ночного видения способен обеспечить прицельную дальность ночью до 800 метров.
Наводчик располагает всеми приборами управления, наведения, перезарядки, смены типов снарядов и другими приборами, необходимыми для ведения огня по различным целям.
Масса новой боевой машины увеличилась незначительно, и составляет 14 500 килограммов. Высота клиренса БТР-80А увеличена до 2 800 мм. Остальные характеристики ни чем не отличаются от БТР-80.
В 2004 году были завершены испытания новой модели бронетранспортёра БТР-90, серийный выпуск которых должен был начаться в 2011 году. К сожалению, в 2011 году Министерство обороны Российской Федерации отказалось от закупки БТР-90, поэтому данная машина так и не была запущена в серийное производство.
БТР-80, которые прекрасно проявили себя во время войны в Афганистане, до сих пор являются главным бронетранспортёром мотострелковых войск. Кроме этого, они используются во Внутренних войсках и морской пехоте.
БТР-70
Поскольку на нашем сайте про танки пока нет информации по бронетранспортеру БТР-80 (и многим другим), то можно сейчас, нисколько не нарушая авторских прав журнальной серии “Русские танки”, частично устранить этот пробел. Мы надеемся, что разделы по бронемашинам всех времен и народов рано или поздно будут созданы в “энциклопедичном” варианте соответствующим историческим периодам.
БТР-80 раннего выпуска
Колесный бронетранспортер БТР-80 стал дальнейшим развитием БТР-70. Принят на вооружение в 1986 году, разработан под руководством главного конструктора А.Г. Масягина, воплотил в себе афганский опыт боевого применения БТР-70. Серийный выпуск (1984 г.) – на Арзамасском машиностроительном заводе. БТР-80, являясь основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших республик, применялся почти во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве, состоит на вооружении около 26 государств.
Пулестойкие шины КИ-80 или КИ-126 позволяют БТР-80 продолжать движение после выхода из строя одного или двух колес, используются двигатели в 240 л. с. – ЯМЭ-238М2. Значительно упрощено десантирование из бронетранспортера (в том числе и на ходу) за счет более крупных двустворчатых боковых люков (нижние секции используются в качестве подножек). Значительно расширена зона обстрела из стрелкового оружия десанта по опыту боев в горных условиях Афганистана. БТР-80 имеет усовершенствованную БПУ-1 (башенную пулеметную установку) с вертикальным углом наведения 600 и новым оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивающим возможность зенитной стрельбы. Бронетранспортер оснастили системой 902В для постановки маскирующих дымзавес, смонтированных на задней стенке башни шесть гранатометов. На БТР-80 ранних выпусков стояли радиостанции Р-123, которые в дальнейшем заменили на Р-163-50У. В конструкцию бронетранспортера вносились усовершенствования в процессе серийного производства.
В 1994 году поступил в серийное производство и принят на вооружение БТР-80А (ГАЗ-59029) – дальнейшее развитие БТР-80. Создавался этот бронетранспортер в АО “ГАЗ” под руководством А. Масягина в рамках темы “Буйность”. Вместо крупнокалиберного пулемета установлено 30-мм автоматическое орудие 2А72 (впервые на отечественных машинах такого класса) с боекомплектом 300 снарядов, созданное на базе пушки 2А42 в КБП под руководством А.Шипунова, применяемой на БМП-2, БМД-2 и БМД-3, в вертолетах Ка-50/52 и Ми-28.
БТР-80А имеет возможность поражать самолеты и вертолеты противника на дальности до 4000 м, вести огонь на больших углах возвышения (до 700) за счет конструкции новой башни. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКГ.
Вооружение размещено на лафете, который вынесен за пределы обитаемого отсека – при стрельбе это уменьшает загазованность внутренних помещений бронетранспортера. В ночных условиях БТР-80А может поражать цели на дальности до 900 м, благодаря танковому ночному прицелу ТПН-3-42 “Кристалл”.
В 1994 году создан и запущен в производство на АО “АМЗ” для внутренних войск МВД более простой вариант – БТР-80С, на котром вместо пушки установлен 14,5-мм пулемет КПВТ.
БТР-80М – с двигателем ЯМЗ-238 и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью.
На базе БТР-80 разработаны и выпускаются многочисленные бронированные машины специального назначения. Было создано несколько типов командно-штабных машин, машина управления артиллерии 1В118, станция спутниковой связи; машина огневой поддержки и другие машин.
Опыт боевого применения бронетехники в “горячих точках” показал возросшую эффективность противотанковых кумулятивных боеприпасов. В итоге был предложен вариант оснащения БТР-80 сетчатыми экранами, которые монтируются на корпусе и способны защитить машину от кумулятивных боеприпасов и крупнокалиберных пуль. Один БТР-80 доработан путем установки динамической защиты первого поколения. Ходовая часть которого частично прикрыта фрагментами резиновых экранов от Т-72.
Для РВСН по теме “Тайфун” проектируется вариант БТР-80 для обеспечения безопасности ракетных подразделений. Основными отличиями являются: новая башня с ПКТ (7,62 мм) и прицелом ТКН-4С, за башней на мачте установлена РЛС “Кредо-1”, существуют спецсредства наблюдения и оповещения.
Работы по совершенствованию бронетранспортеров ведутся и в других странах. В Харькове на заводе им. Малышева создан для БТР-80 новый боевой модуль с двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ, установленными в открытой сверху и сзади башне.
ВООРУЖЕНИЕ:
Огневая мощь машины обеспечена башенной пулеметной установкой БПУ-1 предназначенной для поражения живой силы, легкобронированной техники и борьбы с низколетящими воздушными целями. В башне размещены крупнокалиберный 14,5-мм пулемет Владимирова танковый (КПВТ) и спаренный с ним 7,62-мм пулемет Калашникова танковый (ПКТ). Башенная установка оснащена комбинированным перископическим монокулярным прицелом, приборами наблюдения и механизмами наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях с ручными приводами. В корпусе расположены места десанта. Под местами десанта по центру машины расположена раздаточная коробка трансмиссии. В боевом отделении оборудованы укладки и места крепления для транспортировки личного оружия боевого расчета – двух ПК и 12-и коробок с боеприпасами для них, восьми автоматов, одного РПГ-7, двух 9К34М, 9-ти гранат Ф-1 и одного сигнального пистолета. Для ведения боевым расчетом прицельного огня из личного оружия (пулеметов и автоматов) корпус машины оборудован специальными амбразурами. Для быстрого и удобного спешивания десанта каждый борт корпуса БТРа оборудован люками с двухстворчатыми бронированными дверями.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса бронетранспортера. В нем продольно установлен двигатель, сцепление, коробка передач, две аккумуляторные батареи, два топливных бака емкостью по 150 литров, водометный движитель, фильтровентиляционная установка. Вместе с двигателем установлены: масляный и водяной баки и радиаторы, вентилятор системы охлаждения, два генератора, стартер, топливный, воздушный и масляный фильтры, топливный водяной и масляный насосы.
Подвижность. Высокая подвижность бронетранспортера обеспечивается установленным на нем дизельным двигателем, полноприводной ходовой частью с независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами.
Боевое применение
Применение бронетранспортеров «Ханомаг» связано со Второй мировой войной. Данные машины поступили на вооружение перед ее началом и закончили производство в марте 1945, к ее окончанию.
Базовое применение бронетранспортеров — мобильное перемещение солдат. Машина показала себя на пересеченной местности в Северной Африке и в Восточной Европе благодаря своей проходимости. При необходимости бронетранспортер обеспечивал перевозку легких орудий и подвоз боеприпасов.
Также «Ханомаг» использовался в боевых операциях в качестве подвижной огневой точки. Благодаря своей броне, машина обеспечивала прикрытие пехоты. В зависимости от вооружения могла вести огонь по пехоте противника, танкам и легкой бронетехнике, а также по воздушным целям.
Дальнейшее развитие
В 1967 году в Военной академии бронетанковых войск был создан и испытан вариант БТР-60ПБ, оснащённый новым водомётным движителем, состоявшим из двух расположенных снаружи по бортам в кормовой части машины водомётов, способных разворачиваться в обратном направлении или отклоняться в горизонтальной плоскости на угол до 90°. Несмотря на улучшение ходкости и управляемости машины на плаву, показанные этим образцом, в серийное производство он не поступил, и на последующем БТР-70 была применена прежняя конструкция с внутренним, хотя и теперь уже двухступенчатым, водомётом [17] . В 1972 году был построен опытный образец, получивший обозначение БТР-60ПЗ, отличавшийся от стандартного БТР-60ПБ доработанной башней с увеличенным до 60° максимальным углом подъёма вооружения, что позволяло бронетранспортёру поражать низколетящие вертолёты, а также обстреливать высоко расположенные цели, что было особенно важно при боях в городских условиях. Испытания БТР-60ПЗ прошли успешно, но серийно он не производился, однако усовершенствованная башня была впоследствии применена на БТР-70 [18] .