Десантирование по-американски
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Американские военные настолько суровы, что сбрасывают свою технику из самолета без парашютов. Учения 173-й воздушно-десантной бригады армии США в Германии прошли не особо удачно. Во время десантирования боевой техники, несколько бронемашин сорвались с парашютов и камнем рухнули вниз, чем вызвали восторг самих американцев, наблюдавших за эпичным “хаммеропадом”. Вот такими HUMVEE покидали самолет А вот такими встречали экипаж на земле
MILITARYCOLUMNIST.RU
Десантирование по-американски.
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
На 82-м году жизни скончался выдающийся советский и российский разведчик-нелегал, Герой России Юрий Шевченко.
Официальная информация СВР:
“С 1969 года регулярно выезжал в командировки за рубеж для решения разведывательных задач, вел работу с ценными источниками, участвовал в вербовочной разработке и вербовке объектов разведывательного интереса, добывал ценную информацию по приоритетной проблематике, в том числе с высшим грифом секретности «Космик». В ходе выполнения специальных заданий в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявляя мужество и героизм, реализовал ряд сложнейших острых оперативных комбинаций, создав каналы получения информации, напрямую затрагивающей национальные интересы СССР, а впоследствии и Российской Федерации.
В 2001 году принято решение о прекращении его активной разведдеятельности за рубежом и переводе на работу в Центр. В 2010 году уволен с воинской службы в отставку.”
# Россия # свр # разведка # ссср # история
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Момент ликвидации стрелка, который атаковал израильских военных на одном из КПП в Самарии около часа назад.
# Израиль # армия # АОИ # цахал # idf
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
По меньшей мере 150 частных военных подрядчиков Минобороны США были доставлены в Европу чартерными рейсами Пентагона за последние недели, согласно информации и полетным данным, проанализированным Arms Watch.
Американские военные подрядчики, действующие в Бенгази (Ливия), были переброшены в столицу Болгарии Софию 28 октября 2020 года через Мальту самолетами, которые совершили серию рейсов из Вашингтона и Эрбиля (Иракский Курдистан).
1. Boeing 767 с (N495AX) эксплуатируется компанией Omni Air, США (подрядчик Пентагона, работающий по контракту на оказание услуг по транспортировке на сумму $19,8 млн)
2. Saab 2000 (ES-NSH) эксплуатируется компанией Nyx Air-Эстония
Необычная активность США на Балканах была зафиксирована за несколько дней до президентских выборов в Молдове.
Министр обороны США Марк Эспер ранее заявил, что Вашингтон будет и дальше расширять свое оборонное сотрудничество с Болгарией и Румынией.
Вполне вероятно, что такие планы включают срочную переброску военных подрядчиков (сотрудников ЧВК) из зон боевых действий в Европу, предполагает издание.
# Европа # США # наемники # чвк # молдова
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Соотношение реального потенциала ВДВ РФ и НАТО
Один мой собеседник в Facebook не увидел особого повода для энтузиазма по поводу масштаба десантной операции на учениях «Центр-2019». И написал следующее: «Час назад посмотрел фильм «Мост слишком далеко» о воздушно-десантной операции во Второй мировой войне, осуществлённой союзниками в 1944 году. В ней участвовало 35 тыс. десантников».
Разумеется, абсолютно некорректно сравнивать формат учебной высадки парашютистов в ходе обычных, пусть даже крупных, военных манёвров мирного времени с масштабами десантных операций самой большой и тяжёлой войны в мировой истории. Когда противники, что называется, выкладывались по полной. Не щадя живота своего в церковнославянском понимании – для достижения победы.
Это сравнение наилучшим образом характеризует реальные возможности авиадесантных войск Запада, так сказать, в исторической ретроспективе.
Справка: сюжет фильма «Мост слишком далеко»
«В сентябре 1944 года, после успешного вторжения в Нормандию, союзники готовят тайную операцию «Маркет гарден». Однако сочетание неудачного выбора боевой тактики, игнорирование командованием союзников данных разведки, просчётов в военной администрации и техническом обеспечении, невезения и неблагоприятной погоды приводит 1-ю воздушно-десантную дивизию Великобритании под командованием генерала Уркварта, захватившую “один мост, находившийся слишком далеко [от основных сил союзников]”, к катастрофе. В результате операции 4/5 личного состава дивизии уничтожено и взято в плен. Спешащие ей на помощь польские парашютисты генерала Сосабовского большей частью гибнут уже в воздухе – гитлеровцам стало известно расположение зон высадки. Тем временем ХХХ корпус генерал-лейтенанта Хоррокса успевает закрепить успех 101-й и 82-й воздушно-десантных дивизий армии США, но добраться до моста в Арнеме вовремя ему уже не удаётся.
Стратегической цели – захвата всех мостов на пути в Германию – союзники достичь не сумели».
С тех уже далёких и легендарных времён боевые возможности натовских ныне воздушно-десантных войск неуклонно и необратимо сокращались.
И дело тут не столько в свободно падающих с неба злосчастных внедорожниках, а в том, что эти некогда элитные войска Запада выродились в своего рода лёгкую колониальную пехоту для гонок по барханам за туземными племенами в самых отсталых странах третьего мира.
Не случайно главным и практически единственным видом боевой техники, пригодным для парашютного десантирования в ВДВ США, стала именно оптимальная для таких «сафари» в пустыне «боевая колесница» под названием «Хамви». Американцы так увлеклись этими туземными войнами, что практически перестали заниматься развитием своих аэромобильных сил ввиду возможности применения таковых в войне с равноценным противником.
Российские ВДВ пошли другим путём. Фактически это сегодня полноценная тяжеловооружённая пехота, обладающая к тому же способностью к нанесению молниеносных ударов практически в любой точке Земного шара.
Именно под такой полноценный формат ведения боевых действий в глубоком тылу противника в России разработана целая гамма боевых машин, адаптированных для доставки в районы боевых действий парашютным способом.
И знаменитые БМД в этом воздушном бронесемействе – только самые известные представители. Фактически ВДВ РФ сегодня располагают полным набором авиадесантируемой боевой техники для нанесения поражения самому технически оснащённому противнику.
Оголтелый человекоцентризм
Общее представление о том, куда намерены двигаться американские военные, можно составить уже из заявленной миссии CCDC Soldier Center: «Максимизировать выживаемость, боевую устойчивость, мобильность, боевую эффективность и качество жизни солдата на поле боя, рассматривая бойца, как систему». Работы по улучшениям касаются одновременно и отдельных солдат, и их «тактического окружения», а именно малых подразделений.
Цель программы звучит по-американски амбициозно: «Мы стремимся сделать так, чтобы наши военнослужащие были лучше всех в мире накормлены, одеты, оснащены и защищены». Впрочем, это не пафосные слова для презентаций. «Человекоцентрический» (американцы используют термин human-centric) подход — это одна из ключевых особенностей всего проекта.
Что это означает? Директор CCDC Soldier Center Даг Томилио говорит: «Наши солдаты перегружены, мы должны снизить нагрузку на солдат, улучшить условия их деятельности и повысить боевую эффективность как отдельного солдата, так и отделения на поле боя». Что конкретно планируется изменить? Практически всё — от новых материалов до условий обитаемости на базах передового развертывания, а в случае с бойцом — от новых ботинок до экзоскелетов.
Управлением заявлены девять основных направлений, включающих:
- Питание солдат.
- Новые индивидуальные рационы.
- Так называемые технологии систем бойца (это по сути и есть «солдат будущего» со всей экипировкой и инфраструктурой).
- Убежища и технологии поддержания жизни в непредвиденных обстоятельствах.
- Десантирование личного состава и грузов.
- Технологии тканей.
- Моделирование и симуляции.
- «Передовые технологии бойца» (здесь группируется большинство технологических новинок, например мини-БЛА).
- Логистика и базирование.
Иначе говоря, солдата хотят максимально усилить, разгрузить и защитить. Любое индивидуальное или коллективное действие до, во время или после выполнения миссии должно быть рассмотрено и по возможности облегчено. Какова общая цель?
Во-первых, американцы полагают, что современный боец не должен «преодолевать тяготы и лишения», если есть возможность этого избежать. К тому же, практика показала, что солдат «с колой и кондиционером» в целом эффективнее и смертоноснее своего коллеги, которому приходится бороться не только с противником, но и с бытовыми условиями.
Во-вторых, в сложном комплексе взаимодействий между бойцом и десятками служб, которые обеспечивают его боеспособность, нет мелочей, и любое улучшение может стать преимуществом в будущем конфликте. Простой пример: подобласть «Санитарные условия» — один из подпунктов в области «Питание» — предусматривает рассмотрение проектов по экономии воды для мытья посуды. Меньше потребление воды — меньше нагрузка на логистику — больше доставленных грузов иного характера.
Под разгрузкой понимается не только уменьшение веса снаряжения и вооружения для облегчения физической составляющей, но и снижение когнитивных и психологических нагрузок.
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Американские военные настолько суровы, что сбрасывают свою технику из самолета без парашютов. Учения 173-й воздушно-десантной бригады армии США в Германии прошли не особо удачно. Во время десантирования боевой техники, несколько бронемашин сорвались с парашютов и камнем рухнули вниз, чем вызвали восторг самих американцев, наблюдавших за эпичным “хаммеропадом”. Вот такими HUMVEE покидали самолет А вот такими встречали экипаж на земле
MILITARYCOLUMNIST.RU
Десантирование по-американски.
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
На 82-м году жизни скончался выдающийся советский и российский разведчик-нелегал, Герой России Юрий Шевченко.
Официальная информация СВР:
“С 1969 года регулярно выезжал в командировки за рубеж для решения разведывательных задач, вел работу с ценными источниками, участвовал в вербовочной разработке и вербовке объектов разведывательного интереса, добывал ценную информацию по приоритетной проблематике, в том числе с высшим грифом секретности «Космик». В ходе выполнения специальных заданий в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявляя мужество и героизм, реализовал ряд сложнейших острых оперативных комбинаций, создав каналы получения информации, напрямую затрагивающей национальные интересы СССР, а впоследствии и Российской Федерации.
В 2001 году принято решение о прекращении его активной разведдеятельности за рубежом и переводе на работу в Центр. В 2010 году уволен с воинской службы в отставку.”
# Россия # свр # разведка # ссср # история
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Момент ликвидации стрелка, который атаковал израильских военных на одном из КПП в Самарии около часа назад.
# Израиль # армия # АОИ # цахал # idf
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
По меньшей мере 150 частных военных подрядчиков Минобороны США были доставлены в Европу чартерными рейсами Пентагона за последние недели, согласно информации и полетным данным, проанализированным Arms Watch.
Американские военные подрядчики, действующие в Бенгази (Ливия), были переброшены в столицу Болгарии Софию 28 октября 2020 года через Мальту самолетами, которые совершили серию рейсов из Вашингтона и Эрбиля (Иракский Курдистан).
1. Boeing 767 с (N495AX) эксплуатируется компанией Omni Air, США (подрядчик Пентагона, работающий по контракту на оказание услуг по транспортировке на сумму $19,8 млн)
2. Saab 2000 (ES-NSH) эксплуатируется компанией Nyx Air-Эстония
Необычная активность США на Балканах была зафиксирована за несколько дней до президентских выборов в Молдове.
Министр обороны США Марк Эспер ранее заявил, что Вашингтон будет и дальше расширять свое оборонное сотрудничество с Болгарией и Румынией.
Вполне вероятно, что такие планы включают срочную переброску военных подрядчиков (сотрудников ЧВК) из зон боевых действий в Европу, предполагает издание.
# Европа # США # наемники # чвк # молдова
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Американские военные настолько суровы, что сбрасывают свою технику из самолета без парашютов. Учения 173-й воздушно-десантной бригады армии США в Германии прошли не особо удачно. Во время десантирования боевой техники, несколько бронемашин сорвались с парашютов и камнем рухнули вниз, чем вызвали восторг самих американцев, наблюдавших за эпичным “хаммеропадом”. Вот такими HUMVEE покидали самолет А вот такими встречали экипаж на земле
MILITARYCOLUMNIST.RU
Десантирование по-американски.
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
На 82-м году жизни скончался выдающийся советский и российский разведчик-нелегал, Герой России Юрий Шевченко.
Официальная информация СВР:
“С 1969 года регулярно выезжал в командировки за рубеж для решения разведывательных задач, вел работу с ценными источниками, участвовал в вербовочной разработке и вербовке объектов разведывательного интереса, добывал ценную информацию по приоритетной проблематике, в том числе с высшим грифом секретности «Космик». В ходе выполнения специальных заданий в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявляя мужество и героизм, реализовал ряд сложнейших острых оперативных комбинаций, создав каналы получения информации, напрямую затрагивающей национальные интересы СССР, а впоследствии и Российской Федерации.
В 2001 году принято решение о прекращении его активной разведдеятельности за рубежом и переводе на работу в Центр. В 2010 году уволен с воинской службы в отставку.”
# Россия # свр # разведка # ссср # история
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
Момент ликвидации стрелка, который атаковал израильских военных на одном из КПП в Самарии около часа назад.
# Израиль # армия # АОИ # цахал # idf
Военный обозреватель / militarycolumnist.ru
По меньшей мере 150 частных военных подрядчиков Минобороны США были доставлены в Европу чартерными рейсами Пентагона за последние недели, согласно информации и полетным данным, проанализированным Arms Watch.
Американские военные подрядчики, действующие в Бенгази (Ливия), были переброшены в столицу Болгарии Софию 28 октября 2020 года через Мальту самолетами, которые совершили серию рейсов из Вашингтона и Эрбиля (Иракский Курдистан).
1. Boeing 767 с (N495AX) эксплуатируется компанией Omni Air, США (подрядчик Пентагона, работающий по контракту на оказание услуг по транспортировке на сумму $19,8 млн)
2. Saab 2000 (ES-NSH) эксплуатируется компанией Nyx Air-Эстония
Необычная активность США на Балканах была зафиксирована за несколько дней до президентских выборов в Молдове.
Министр обороны США Марк Эспер ранее заявил, что Вашингтон будет и дальше расширять свое оборонное сотрудничество с Болгарией и Румынией.
Вполне вероятно, что такие планы включают срочную переброску военных подрядчиков (сотрудников ЧВК) из зон боевых действий в Европу, предполагает издание.
# Европа # США # наемники # чвк # молдова
Любой ценой, не считаясь с потерями.
Именно поэтому для службы в ВДВ всегда отбирали самых мужественных, сильных, решительных, дерзких, сообразительных и морально высоко мотивированных солдат и офицеров. Девизом которых являются знаменитые слова «Никто, кроме нас!». Впрочем, у «крылатой пехоты» России есть ещё один незыблемый принцип «Сам погибай, а товарища выручай!». Именно он отражает ту степень осознанного риска, которая абсолютно немыслима в гражданской жизни и неведома застрявшему в ней обывателю, но является повседневным руководством к действию для каждого воина ВДВ.
Десантники – не наивные дураки. И они прекрасно знают, к чему их готовят. Шансов успешно выполнить боевое задание за линией фронта, в глубоком тылу противника, а затем благополучно вернуться домой у них нет почти никаких. Или это из области чуда. Поэтому десант действует, исходя только из своей боевой задачи. В полном осознании жертвенности своего подвига, без которого общий успех армии и даже победа в войне будут невозможны.
Такой уровень готовности нашего воина к выполнению боевой задачи самой высокой ценой ни за какие деньги не купишь.
И хотя армия России, и особенно ВДВ, сейчас строится в основном на контрактной, профессиональной основе, это вовсе не значит, что дух этих войск стал другим. В целом это всё тот же дух русского воинства, лучших в мире солдат, готовых на всё за други своя и ради Отечества.
Вот почему злорадствовать по поводу абсолютно ничтожных потерь техники на этих десантных учениях могут лишь круглые неучи и нравственные инвалиды.
Шансы на успех
Как бы футуристично ни звучало название программы, американцы обошлись без научно-фантастического уклона — никаких «десантов с орбиты» в программе нет. Области интересов вполне понятны, многие технологии не то что реальны, а уже существуют и активно используются.
Что касается сроков, некоторые элементы обещают передать армии уже в ближайшие 3–4 года, то есть к 2023 году.
В целом шансы на реализацию можно оценить как довольно высокие. Дело в том, что в программу еще на уровне отбора претендентов было заложено критическое требование привлекать представителей различных родов войск к циклу технологической оценки разработок. Иначе говоря, если результат какого-то из проектов не удовлетворит одного пользователя, есть вероятность, что им заинтересуется другой.
В конечном счете гарантией от возможного провала является модульность программы в целом. Маловероятно, что неудача постигнет абсолютно все составляющие, а даже реализация 5–10% из запланированного в заявленные сроки — это уже серьезный шаг вперед.