Ил-214 – будущее транспортной авиации или очередной провальный проект
Ил-214 – будущее транспортной авиации или очередной провальный проект?
Ил-214 является совместным проектом российский и индийских авиаконструкторов. В 2001 году между Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской компанией «HAL» было заключено соглашение на совместную разработку нового транспортного самолёта Ил-214 для замены устаревших транспортных самолётов производства СССР, которые на тот момент преобладали в авиапарке Индии.
Характеристики нового самолёта должны были значительно превосходить старые «транспортники» но, к сожалению, данный проект до сегодняшнего времени так и не реализован. Последние новости о развитии проекта Ил-214 не слишком радужные, хотя дело идёт к тому, что в ближайшие 10 лет данный самолёт всё же займёт своё место в авиапарках Индии и России.
Несколько слов о необходимости разработки Ил-214
В настоящее время на вооружении ВВС России состоят следующие транспортные самолёты:
- Ан-12, который был выпущен в конце 50-х годов. Последний самолёт Ан-12 сошёл с конвейера в 1972 году;
- Ан-72, которые производились с 1982 по 1993 годы;
- Ан-26, которые производились с 1969 по 1986 годы.
В Индии транспортный авиапарк армии состоит из самолётов Ан-32, которые выпускаются до сих пор в Украине, хотя по своей сути, это модернизированная модель Ан-26. Индийские военные ещё в 2001 году были недовольны грузоподъёмностью Ан-32, и хотели заменить их на более тяжёлые самолёты, которыми должны были стать Ил-214.
В СССР вопрос обновления авиапарка транспортных самолётов остро стал ещё в конце 80-х годов. Именно в эти годы производство последней модификации Ан-12 было прекращено и производство было нацелено на постройку нового самолёта, которым должен был стать Ан-70. После распада СССР новый самолёт так и не смог войти в серию. Первый опытный образец совершил свой полёт в 1994 году, а всего самолётов данной модели было выпущено 2 штуки, последний из которых до сих пор находится на вооружении ВВС Украины.
Погоня за максимальной грузоподъёмностью Ан-70 (в итоге она составила целых 47 тонн) привела к тому, что цена самолёта стала настолько высокой, что закупка их для ВВС России стала нецелесообразной. Основной проблемой в данном случае служит то, что для перевозки войск не всегда нужен такой тяжёлый самолёт, тем более, что взлётно-посадочные полосы многих военных аэродромов просто не рассчитаны на такой вес.
Именно по этой причине основным в производстве Ил-214 должна была стать минимальная закупочная цена. Если закупочная цена будет в рамках 1-1,2 миллиарда рублей за самолёт, то только ВВС России сразу закупит больше 100 единиц самолётов.
История появления проекта Ил-214
История проекта Ил-214 началась в 2001 году, когда Индия и Россия подписали договор о сотрудничестве в области разработки Ил-214. Вот как проходило данное сотрудничество:
- В 2006 году в надежде на скорейшее завершение проекта Ил-214 включили в государственную программу вооружений. По этой программе первые серийные Ил-214 должны были поступить на вооружение в 2015 году. Как сейчас стало ясно, данный прогноз не оправдался не только в 2015 году, но даже в 2017 году он весьма далёк от завершения;
- В 2007 году в дополнительных соглашениях между российской и индийской стороной было указано, что первые испытательные полёты будут проведены уже в следующем году;
- 2009 год показал, что самолёт, который не поднялся в воздух в 2008 году, не поднимется и в 2009;
- В 2010 году было подписано очередное соглашение, согласно которому первый полёт Ил-214 будет совершён в 2017 году, а серийное производство развернётся в 2020 году. При этом было чётко оговорено, что сборка самолётов будет производиться на заводах в России и Индии, что обеспечит индийскую сторону рабочими местами.
Главным плюсом Ил-214 являлся тот факт, что данный самолёт должен иметь совместимость с более старой моделью Ил-76. Данная особенность должна была избавить производителя от лишних расходов, так как часть деталей можно будет оставить без изменений. Несмотря на это, последняя разработка Ил-76 – Ил-476, которая должна была быть унифицирована с новым Ил-214, оказалась весьма сложной и проблемной, поэтому конструкторам пришлось начинать разработку Ил-476 заново. Скорее всего, именно этот факт значительно затормозил разработку Ил-214.
Что слышно о самолёте ИЛ-214 в последнее время
В настоящее время проект, который носит название Ил-214/МТА, сдвинулся с мёртвой точки. Есть мнение, что в ближайшие 5 лет появится опытная модель, которая будет проходить испытания не более 3-5 лет. В результате серийное производство Ил-214/МТА можно ожидать через 8-10 лет. Уже сейчас страны-участники проекта обсуждают, сколько и в каком порядке им понадобится новых самолётов Ил-214/МТА. Одной России их нужно не менее 100 единиц, а Индии понадобится около 50 самолётов. Проявляют интерес к российской разработке и другие страны, которые в сумме готовы приобрести около 100 единиц Ил-214.
На сегодняшний день проект Ил-214 оказался в очень интересном положении. Хочется верить, что разработки за 16 лет не пропали даром, и самолёт в ближайшие 5 лет все же поднимется в воздух. На сегодняшний день, рынок остро нуждается именно в таком транспортном самолёте. Заявленные характеристики удовлетворят запросы самых взыскательных покупателей.
С другой стороны, украинский Ан-178 уже готов и интенсивно проходит испытания. Хотя договориться Украине с Россией вряд ли удастся, украинский самолёт может захватить зарубежные рынки, и те же индийцы могут отказаться от покупки в пользу Ан-178. Хотелось бы верить, что данное обстоятельство заставит российских разработчиков ускорить реализацию проекта, и Ил-214 поднимется в воздух в ближайшие несколько лет.