Tirpitz — линкор Германии
Tirpitz — линкор Германии.
В 1939 году со стапелей Гамбурга и Вильгельмсхафена были спущены на воду два исполинских корабля – однотипные линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Ничего сопоставимого по размерам Германия не строила ни до, ни после этого. Эти линейные корабли стали зримым символом возрождающего могущества Третьего Рейха. Внешний вид линкоров произвел на Гитлера такое впечатление, что он отдал приказ заняться проектированием еще более мощного корабля с водоизмещением 144 тыс. тонн, однако война перечеркнула эти планы.
Tirpitz, второй корабль серии линкоров типа Bismarck, был заказан 14 июня 1936 года военно-морской верфи Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven.
Несмотря на то, что формирование корпуса начались 24 октября, официальной датой закладки считается 2 ноября 1936 года. Стапельный период постройки занял на 2,5 месяца меньше времени, чем у однотипного линкора Bismarck и составил 29 месяцев. Спуск корабля на воду состоялся 1 апреля 1939 года. После начала войны темпы строительства снизились в связи с перебоями в снабжении и воздушными налетами англичан.
Проектирование и постройка
После прихода к власти гитлеровцы начали восстанавливать былое могущество немецкого военно-морского флота. По условиям Версальского мира Германии было запрещено спускать на воду корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн. Это привело к созданию так называемых карманных линкоров – кораблей с небольшим водоизмещением (около 10 тыс. тонн) и мощным вооружением (орудия калибром 280 мм).
Было понятно, что его главным соперником в предстоящей войне будет ВМФ Великобритании. В военном ведомстве Германии развернулась дискуссия о том, какие лучше корабли строить, чтобы успешно вести боевые действия на коммуникациях противника: подводные или надводные.
В середине 30-х годов приняли секретный план Z, согласно которому немецкий флот в течение 10-15 лет должен был значительно пополниться и стать одним из сильнейших на планете. Эта программа так и не была реализована, однако линейные корабли, предусмотренные планом, все-таки были спущены на воду.
Линкор «Тирпиц» был заложен 2 ноября 1936 года на верфи в Вильгельмсхафене (1 июля заложили «Бисмарк»). Согласно первоначальному проекту корабль должен был иметь водоизмещение в 35 тыс. тонн, но в 1935 году Германия отказалась выполнять условия Версальского договора, и тоннаж линкора увеличили до 42 тыс. тонн. Он получил свое имя в честь адмирала Альфреда фон Тирпица – выдающегося флотоводца и фактического создателя германских ВМС.
Корабль изначально задумывался как рейдер – обладая высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, «Тирпиц» должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли.
В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике. Линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации.
Битва за Атлантику: как гибель корабля может обернуться победой флота
Сергей Варшавчик
Ровно 75 лет назад, 24 мая 1941 года, немецкий линкор “Бисмарк” потопил гордость Англии — линейный крейсер “Худ”. Сражение этих гигантских надводных кораблей стало одной из самых ярких страниц битвы за Атлантику во Второй мировой войне, в которой сошлись флоты Великобритании и Германии.
Битва гигантов
Во главе британской армады крейсеров и эсминцев находились линкор “Принц Уэльский” и линейный крейсер “Худ”. К ним подтягивались линкор “Король Джордж V” и авианосец “Викториес” с кораблями охранения. От Гибралтара спешила эскадра во главе с авианосцем “Арк Рояйл”.
Первыми вступили в бой с немецкими моряками “Принц Уэльский” и “Худ”. Утром 24 мая 1941 года в Датском проливе с расстояния в 22 километра они открыли огонь по врагу.
Главной целью был “Бисмарк”. Стороны постепенно приблизились на 16 километров, и после очередного залпа “Бисмарка” на “Худе” раздался чудовищный взрыв, переломивший корабль пополам.
Гордость британского флота
Линейный крейсер, названный в честь английского адмирала XVIII-XIX веков, долгое время считался не только самым крупным кораблем британского флота, но и всего мира.
На какое-то время он стал для англичан и иностранцев зримым воплощением могущества Британской империи, особенно, когда горделиво заходил с очередным визитом в тот или иной порт.
Одним из его “подвигов” было участие в разгроме французских кораблей (не ожидавших столь вероломного нападения со стороны недавнего союзника) в июне 1940 года.
Главной причиной нападения англичан было их страстное желание не допустить, чтобы флот капитулировавшей Франции попал в руки к немцам. И в частности, именно “Худ” отправил на дно французский линкор “Бретань” вместе с почти тысячью моряками этого злосчастного корабля.
Несмотря на столь удачное начало боя для немцев, главная причина их выхода в океан состояла вовсе не в генеральном сражении с военно-морским флотом Англии.
Основная задача операции “Рейнские учения” заключалась в ударах по британским торговым судам — по самому уязвимому месту Британии, которая тогда всем необходимым снабжалась с помощью морских перевозок.
Клыки немецких подводников
В Первую мировую войну немцы, объявив неограниченную подводную войну и топя торговые караваны союзников, почти поставили Великобританию на колени.
С началом Второй мировой войны германские подводники вновь показали старому врагу свои “клыки”. 14 октября 1939 года подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина проникла на тщательно охраняемую стоянку британского флота в гавани Скапа-Флоу (в северной Шотландии) и торпедировала английский линкор “Ройял Оук”.
Вместе с громадным кораблем в одночасье погибли более восьмисот человек команды.
Другим успешным командиром германской подводной лодки был Отто Кречмер, чья U-99 потопила 4 ноября 1940 года вспомогательные британские крейсера “Патроклус”, “Лаурентик” и “Форфар”. Но основной целью Кречмера были торговые суда — за довольное короткое время этот самый успешный подводник Третьего рейха отправил на дно более 40 кораблей врага.
Хищные морские “волки”
После того, как летом — осенью 1940 года Германия проиграла воздушную битву за Британию и лишилась возможности вторгнуться на Британские острова, на первый план вновь вышла идея морской блокады несговорчивых англичан. Для противодействия противолодочным силам британских морских конвоев командующий подводным флотом Третьего рейха адмирал Карл Дёниц разработал тактику “волчьих стай”.
Она заключалась в том, что караван судов подвергался одновременной атаке нескольких подлодок, что повышало результативность ударов и одновременно распыляло силы оборонявшихся. После того, как одна из подводных лодок обнаруживала корабли противника, она сообщала об этом в центр, который наводил на цель другие субмарины, находящиеся в этом районе.
В 1940-1942 годах такая хищная тактика приносила немцам успех в Атлантике, поскольку они топили ежемесячно больше кораблей, чем противник мог произвести на своих судостроительных заводах.
Загонщик и охотник
В мае 1941-го главным морским штабом ВМС Германии решено было подключить к охоте и крупные надводные корабли. Благо, в отличие от событий 1914-1918 годов, в распоряжении немцев были французские порты с выходом в открытый океан. А также Италия в качестве союзницы (в Первую мировую она воевала на стороне Антанты), что позволяло контролировать немцам и Средиземное море.
Линкор “Бисмарк” с его 800-килограммовыми снарядами предназначался к роли “загонщика”, которому надлежало гнать жертву в лапы “охотника” в лице “Принца Ойгена”.
Уверенность немцев в действенности лишь двух этих кораблей была столь велика, что командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер отказал в важной просьбе командующему операцией адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Тот попросил начальство немного отложить выход в море, чтобы к “Бисмарку” и “Принцу Ойгену” присоединились ремонтируемые линкоры “Гнейзенау” и “Шарнхорст”.
Злоключения адмирала Лютьенса
Другой опрометчивой ошибкой германских моряков стало то, что при дозаправке около норвежского города Берген, “Бисмарк” не стал принимать топливо. Третьей ошибкой стали действия Лютьенса после боя с “Худом” и “Принцем Уэльским”.
Дело в том, что столкновение с британцами не прошло для флагмана германского флота бесследно. Линкор получил серьезную пробоину ниже ватерлинии, в результате чего начал крениться на правый борт.
По этой причине, а также из-за нехватки топлива адмирал принял решение вести “Бисмарк” к берегам Франции, чтобы там отремонтировать корабль и пополнить свои запасы горючего. “Принцу “Ойгену” было приказано самостоятельно атаковать британские конвои.
Между тем, разъяренные гибелью “Худа” англичане не собирались так просто дать уйти немцам. Тем не менее к вечеру 24 мая “Бисмарку” и “Принцу Ойгену” удалось оторваться от преследователей. Тяжелый крейсер пришел через 10 дней во французский Брест, а вот судьба линкора сложилась куда трагичнее.
Уничтожить “Бисмарк”!
Лютьенс не знал, что британцы потеряли из виду его корабль, и утром 25 мая 1941 года дал несколько тревожных радиограмм об этом в главный штаб. Это позволило англичанам перехватить сообщения и с помощью гидросамолетов установить местонахождение противника. Дальше в дело вступили торпедоносцы.
26 мая британские самолеты несколько раз атаковали “Бисмарк”, вылетев с авианосца “Арк Роял”. При этом одна из выпущенных торпед попала в кормовую часть и заклинила рули управления. В итоге грозный линкор потерял способность к маневрированию и стал жертвой надводных кораблей Великобритании, которые не замедлили воспользоваться его беспомощным положением.
Однако потопили “Бисмарк” не английские снаряды и торпеды. Немецкие моряки, видя безвыходное положение, открыли кингстоны, и утром 27 мая 1941 года “Бисмарк” ушел под воду, “прихватив” с собой 2104 человека во главе с незадачливым адмиралом Лютьенсом.
Проигранная битва
После этого Третий рейх оставил всякую надежду на успешные действия своих надводных кораблей в Атлантике и до конца войны прятал линкоры и тяжелые крейсеры в портах.
Вновь на острие борьбы с морскими перевозками оказались немецкие подводные лодки. Но и они не оправдали надежд. С апреля 1943 года совместные англо-американские морские конвои стали оснащаться таким количеством противолодочных кораблей и морской авиации, что подступиться к торговым судам стало невозможно.
На каждый потопленный корабль приходилась одна уничтоженная подводная лодка. К этому добавился коренной перелом на советско-германском фронте, куда Третьему рейху приходилось направлять свои основные материальные и технические усилия.
А после катастрофического поражения вермахта на полях Украины, Белоруссии, Прибалтики и высадки союзников в Нормандии битва за Атлантику была нацистами проиграна окончательно и бесповоротно.
Тактико-технические характеристики и фотографии.
Общие данные:
Водоизмещение: 42.200т / 51.800т (стандарт/полное)
Размеры: 250,6 / 36 / 10,6 м (длина, ширина, осадка)
Скорость хода: 30,81 узел (57км/ч)
Мощность: 163 026 лошадиных сил
Дальность плавания: 8 870 морских миль (16 430 км) на скорости 19 узлов (35,2 км/ч)
Экипаж: 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 унтер-офицеров и матросов
Вооружение:
Артиллерия главного калибра
4 х 2 — 380-мм орудия SK.C/34.
Орудие вспомогательного калибра
6 х 2 — 150-мм орудия SK.C/28.
Минно-торпедное вооружение
2 × четырёхтрубных 533,4-мм торпедных аппарата (торпеды G7a T1)
Зенитное/универсальное вооружение
8 х 2 — 105-мм орудия SK.C/33;
8 х 2 — 37-мм зенитных автоматов SK.C/30;
12 х 1 — 20-мм зенитных пулеметов MG.C/30.
Авиация
Фотографии
Операции против «Тирпица» и гибель линкора
Линкор «Тирпиц» не давал покоя британскому военному руководству. После потери «Худа» англичане отлично понимали, на что способен немецкий флагман.
В последних числах октября 1942 года началась операция Title. Англичане решили потопить «Тирпиц» с помощью торпед, управляемых человеком. К месту стоянки линкора их планировали отбуксировать в подводном положении с помощью рыболовецкого катера. Однако практически у самого входа в гавань с «Тирпицем» поднялась сильная волна, которая стала причиной потери обеих торпед. Англичане затопили катер, а диверсионная команда пешком ушла в Швецию.
Почти через год после этих событий британцы начали новую операцию по уничтожению корабля, она получила название Source («Источник»). В этот раз уничтожить линкор планировали с помощью сверхмалых подводных лодок (проект Х), которые должны были сбросить заряды со взрывчаткой под корпус «Тирпица». Каждая из этих лодок имела водоизмещение 30 тонн, длину — 15,7 м и несла по два заряда, каждый из которых содержал почти две тонны взрывчатого вещества. В операции принимали участие шесть мини-подлодок, к месту ее проведения их доставили на буксире обычные субмарины.
Диверсионные подводные лодки должны были атаковать не только «Тирпиц», дополнительными целями являлись «Шарнхост» и «Лютцов».
Лишь двум лодкам (X6 и X7) удалось сбросить свои заряды под днищем корабля. После чего они всплыли, и их экипажи попали в плен. «Тирпиц» не успел уйти с места стоянки, взрывы нанесли ему значительные повреждения. Со станины сорвало одну из турбин, повреждены шпангоуты, башня главного калибра «С» была заклинена, несколько отсеков затопило. Были уничтожены все дальномеры и приборы управления огнем. Линкор на длительное время был выведен из строя. Капитаны подлодок Х6 и Х7 на родине удостоились крестами Виктории – высшими военными наградами империи.
Немцы сумели отремонтировать «Тирпиц» только к весне 1944 года и он снова стал опасен. Следует отметить, что ремонт линкора после весьма тяжелых повреждений, произведенный без сухого дока – это настоящее достижение немецких моряков и инженеров.
В это время англичане начинают новую операцию против «Тирпица» — Tungsten («Вольфрам»). В этот раз упор делался на использовании авиации. В операции были задействованы несколько британских авианосцев. Две волны самолетов-торпедоносцев Fairey Barracuda несли не торпеды, а бомбы разных типов. В результате налетов корабль был сильно поврежден. Бомбы не смогли пробить броневой корпус линкора, но надстройки были серьезно разрушены. 123 члена корабельной команды погибли, еще 300 были ранены. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца.
В течение последующих нескольких месяцев англичане совершили еще несколько налетов на корабль (операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot), однако особых результатов они не принесли.
15 сентября началась операция Paravane. Самолеты Avro Lancaster ВВС Великобритании взлетели с аэродрома под Архангельском и взяли курс на Норвегию. Они были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и подводными минами. Одна из бомб попала в нос корабля и причинила такие повреждения, что линкор практически потерял мореходность. Переправить «Тирпиц» в сухой док и провести серьезный ремонт в конце 1944 года у немцев уже возможности не было.
Линкор был переведен в залив Сёрботн у острова Хокёйя и превращен в плавучую артиллерийскую батарею. В этом месте дислокации он был в зоне досягаемости авиации с английских аэродромов. Следующий налет (операция Obviate) не увенчался успехом из-за плохой погоды.
Фатальным для корабля стал налет 12 ноября (операция Catechism), во время которой три сверхмощные бомбы Tallboy поразили линкор. Одна из них отскочила от брони башни, но две другие пробили броневой пояс и привели к затоплению «Тирпица». Из 1700 человек экипажа погибли 1000, включая командира корабля. До сих пор непонятным является пассивное поведение люфтваффе, самолеты которого не предприняли попыток помешать бомбардировке.
После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.
Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.
«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.
Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.
Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире
В 1937 г. в обстановке строжайшей секретности Япония заложила первый из четырех запланированных к постройке суперлинкоров, задача которых состояла в том, чтобы превзойти по огневой мощи самые лучшие боевые корабли ВМФ США. Эти гиганты отличались наибольшим водоизмещением, наимощнейшим бронированием и артиллерией — не один линкор во всей истории военно-морских сражений не мог сравниться с ними. Головным судном в серии стал «Ямато».
Битва за Атлантику: как гибель корабля может обернуться победой флота
Сергей Варшавчик
Ровно 75 лет назад, 24 мая 1941 года, немецкий линкор “Бисмарк” потопил гордость Англии — линейный крейсер “Худ”. Сражение этих гигантских надводных кораблей стало одной из самых ярких страниц битвы за Атлантику во Второй мировой войне, в которой сошлись флоты Великобритании и Германии.
Битва гигантов
Во главе британской армады крейсеров и эсминцев находились линкор “Принц Уэльский” и линейный крейсер “Худ”. К ним подтягивались линкор “Король Джордж V” и авианосец “Викториес” с кораблями охранения. От Гибралтара спешила эскадра во главе с авианосцем “Арк Рояйл”.
Первыми вступили в бой с немецкими моряками “Принц Уэльский” и “Худ”. Утром 24 мая 1941 года в Датском проливе с расстояния в 22 километра они открыли огонь по врагу.
Главной целью был “Бисмарк”. Стороны постепенно приблизились на 16 километров, и после очередного залпа “Бисмарка” на “Худе” раздался чудовищный взрыв, переломивший корабль пополам.
Гордость британского флота
Линейный крейсер, названный в честь английского адмирала XVIII-XIX веков, долгое время считался не только самым крупным кораблем британского флота, но и всего мира.
На какое-то время он стал для англичан и иностранцев зримым воплощением могущества Британской империи, особенно, когда горделиво заходил с очередным визитом в тот или иной порт.
Одним из его “подвигов” было участие в разгроме французских кораблей (не ожидавших столь вероломного нападения со стороны недавнего союзника) в июне 1940 года.
Главной причиной нападения англичан было их страстное желание не допустить, чтобы флот капитулировавшей Франции попал в руки к немцам. И в частности, именно “Худ” отправил на дно французский линкор “Бретань” вместе с почти тысячью моряками этого злосчастного корабля.
Несмотря на столь удачное начало боя для немцев, главная причина их выхода в океан состояла вовсе не в генеральном сражении с военно-морским флотом Англии.
Основная задача операции “Рейнские учения” заключалась в ударах по британским торговым судам — по самому уязвимому месту Британии, которая тогда всем необходимым снабжалась с помощью морских перевозок.
Клыки немецких подводников
В Первую мировую войну немцы, объявив неограниченную подводную войну и топя торговые караваны союзников, почти поставили Великобританию на колени.
С началом Второй мировой войны германские подводники вновь показали старому врагу свои “клыки”. 14 октября 1939 года подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина проникла на тщательно охраняемую стоянку британского флота в гавани Скапа-Флоу (в северной Шотландии) и торпедировала английский линкор “Ройял Оук”.
Вместе с громадным кораблем в одночасье погибли более восьмисот человек команды.
Другим успешным командиром германской подводной лодки был Отто Кречмер, чья U-99 потопила 4 ноября 1940 года вспомогательные британские крейсера “Патроклус”, “Лаурентик” и “Форфар”. Но основной целью Кречмера были торговые суда — за довольное короткое время этот самый успешный подводник Третьего рейха отправил на дно более 40 кораблей врага.
Хищные морские “волки”
После того, как летом — осенью 1940 года Германия проиграла воздушную битву за Британию и лишилась возможности вторгнуться на Британские острова, на первый план вновь вышла идея морской блокады несговорчивых англичан. Для противодействия противолодочным силам британских морских конвоев командующий подводным флотом Третьего рейха адмирал Карл Дёниц разработал тактику “волчьих стай”.
Она заключалась в том, что караван судов подвергался одновременной атаке нескольких подлодок, что повышало результативность ударов и одновременно распыляло силы оборонявшихся. После того, как одна из подводных лодок обнаруживала корабли противника, она сообщала об этом в центр, который наводил на цель другие субмарины, находящиеся в этом районе.
В 1940-1942 годах такая хищная тактика приносила немцам успех в Атлантике, поскольку они топили ежемесячно больше кораблей, чем противник мог произвести на своих судостроительных заводах.
Загонщик и охотник
В мае 1941-го главным морским штабом ВМС Германии решено было подключить к охоте и крупные надводные корабли. Благо, в отличие от событий 1914-1918 годов, в распоряжении немцев были французские порты с выходом в открытый океан. А также Италия в качестве союзницы (в Первую мировую она воевала на стороне Антанты), что позволяло контролировать немцам и Средиземное море.
Линкор “Бисмарк” с его 800-килограммовыми снарядами предназначался к роли “загонщика”, которому надлежало гнать жертву в лапы “охотника” в лице “Принца Ойгена”.
Уверенность немцев в действенности лишь двух этих кораблей была столь велика, что командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер отказал в важной просьбе командующему операцией адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Тот попросил начальство немного отложить выход в море, чтобы к “Бисмарку” и “Принцу Ойгену” присоединились ремонтируемые линкоры “Гнейзенау” и “Шарнхорст”.
Злоключения адмирала Лютьенса
Другой опрометчивой ошибкой германских моряков стало то, что при дозаправке около норвежского города Берген, “Бисмарк” не стал принимать топливо. Третьей ошибкой стали действия Лютьенса после боя с “Худом” и “Принцем Уэльским”.
Дело в том, что столкновение с британцами не прошло для флагмана германского флота бесследно. Линкор получил серьезную пробоину ниже ватерлинии, в результате чего начал крениться на правый борт.
По этой причине, а также из-за нехватки топлива адмирал принял решение вести “Бисмарк” к берегам Франции, чтобы там отремонтировать корабль и пополнить свои запасы горючего. “Принцу “Ойгену” было приказано самостоятельно атаковать британские конвои.
Между тем, разъяренные гибелью “Худа” англичане не собирались так просто дать уйти немцам. Тем не менее к вечеру 24 мая “Бисмарку” и “Принцу Ойгену” удалось оторваться от преследователей. Тяжелый крейсер пришел через 10 дней во французский Брест, а вот судьба линкора сложилась куда трагичнее.
Уничтожить “Бисмарк”!
Лютьенс не знал, что британцы потеряли из виду его корабль, и утром 25 мая 1941 года дал несколько тревожных радиограмм об этом в главный штаб. Это позволило англичанам перехватить сообщения и с помощью гидросамолетов установить местонахождение противника. Дальше в дело вступили торпедоносцы.
26 мая британские самолеты несколько раз атаковали “Бисмарк”, вылетев с авианосца “Арк Роял”. При этом одна из выпущенных торпед попала в кормовую часть и заклинила рули управления. В итоге грозный линкор потерял способность к маневрированию и стал жертвой надводных кораблей Великобритании, которые не замедлили воспользоваться его беспомощным положением.
Однако потопили “Бисмарк” не английские снаряды и торпеды. Немецкие моряки, видя безвыходное положение, открыли кингстоны, и утром 27 мая 1941 года “Бисмарк” ушел под воду, “прихватив” с собой 2104 человека во главе с незадачливым адмиралом Лютьенсом.
Проигранная битва
После этого Третий рейх оставил всякую надежду на успешные действия своих надводных кораблей в Атлантике и до конца войны прятал линкоры и тяжелые крейсеры в портах.
Вновь на острие борьбы с морскими перевозками оказались немецкие подводные лодки. Но и они не оправдали надежд. С апреля 1943 года совместные англо-американские морские конвои стали оснащаться таким количеством противолодочных кораблей и морской авиации, что подступиться к торговым судам стало невозможно.
На каждый потопленный корабль приходилась одна уничтоженная подводная лодка. К этому добавился коренной перелом на советско-германском фронте, куда Третьему рейху приходилось направлять свои основные материальные и технические усилия.
А после катастрофического поражения вермахта на полях Украины, Белоруссии, Прибалтики и высадки союзников в Нормандии битва за Атлантику была нацистами проиграна окончательно и бесповоротно.