10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Молодец» на железной дороге. В России построен новый ядерный поезд

«Молодец» на железной дороге. В России построен новый ядерный поезд

23 – 26 июня 2021 года, Республика Беларусь, г. Минск

19 – 22 октября 2021 года, Россия, г.Москва

19 – 22 октября 2021 года, г. Москва

7 ноября 2020 (Суббота)

СНВ-3 и ядерный рывок России

The Washington Times 22.10.2015 Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток. Составы распределяли по специальным запасным путям, для пуска были предусмотрены 200 точек маршрута. Поезд мог пройти в день тысячу километров, но из-за большого веса ракет для его перемещения требовалось три тепловоза М-62, а некоторые вагоны были снабжены 8 колесными парами вмесно 4-х. При этом составы могли ездить только по специально усиленным отрезкам железнодорожного полотна, что сделало возможным их обнаружение и установку постоянного слежения через спутниковые системы и с помощью полевых агентов и, соответственно, сделало их менее эффективными, чем ожидалось.

С распадом СССР в 1991 г. история «Молодца» завершилась. Независимая Украина не имела интереса ни держать у себя, ни производить баллистические ракеты. Ее 36 штук были сняты с вооружения и разобраны к 1996 году. 56 российских экземпляров остались без запчастей, 10 из них наземного базирования также разобрали в 2000 году. А поезда постепенно вывели из эксплуатации: последние 5 составов отправили на утилизацию в августе 2005 года, а последние ракеты — в 2008 году. Эти ракеты типа SS-24 Scalpel были запрещены договором СНВ-II, который так и не был ратифицирован, но с ними покончило технологическое устаревание. От всей системы остался только один вагон с пусковой установкой и ракетным корпусом в музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге.

СССР был не единственным, кто развивал идею подвижных ракетных комплексов, в США также были развернуты ракеты железнодорожного базирования с целью обеспечения их меньшей уязвимости. В 70-80 годах специальные составы рассматривались в качестве возможности для базирования ракет LG-118A Peacekeeper, более известных как MX: эта опция называлась «Rail Garrison» (железнодорожное базирование).

Перемещение этих ракет по железнодорожным путям являлось частью еще одной опции, так называемого «Racetrack» (гоночный трек), которая предусматривала их перевозку по внутренним автодорогам и железнодорожным линиям из шахты в шахту в пределах одного гигантского полигона, чтобы запутать неприятеля. Из-за проблем, возникших при производстве комплексов, их ввод в эксплуатацию был отложен. Между тем, были достигнуты значительные успехи в повышении меткости и надежности баллистических ракет подводных лодок, что лишило актуальности планы развертывания ракет железнодорожного базирования.

Окончательно опция ‘rail garrison’ была забракована после распада СССР. От всей истории тоже остался один экспериментальный вагон, выставленным в Национальном музее ВВС США. Всего было произведено 114 ракет типа Peacekeeper, которые были размещены в шахтах, а впоследствии разобраны, последняя — в 2005 году.

Китай также работает над созданием своих БЖРК по крайней мере с конца 80-х. В декабре 2015 года стало известно, что китайцы провели испытания ракеты Дунфэн-41, осуществив запуск с модифицированного железнодорожного вагона. Твердотопливная DF-41 разрабатывалась с мобильной пусковой установкой, предполагается, что она имеет дальность в 10-12 тысяч км и несет разделяющуюся головную часть содержащую до 10 боевых блоков. В центральной части страны была построена сложная система автодорог, железнодорожных путей и туннелей для обеспечения сохранности ядерного арсенала в целях политики сдерживания. Частью этой системы, вероятно, и является DF-41 железнодорожного базирования. Поговаривают, что ее разработка была осуществлена Китаем не без украинской помощи.

«Баргузин» — новый ядерный поезд

Российские военные с опаской посматривают на разработку американцами системы Prompt Global Strike (Быстрый глобальный удар), позволяющей нанести массированный разоружающий удар обычным (неядерным) вооружением по любой стране в течение 1 часа, а значит, достичь при помощи МБР эффективности ядерного удара и, возможно сразу лишить противника способности осуществить контратаку. Не нравится российскому правительству и развертывание НАТО системы ПРО в Европе.

В ответ на эти шаги российские стратеги решили возродить идею советских ядерных поездов, но в улучшенной версии. Новый БЖРК называется «Баргузин» и обещает быть еще более устрашающим и неуловимым, чем «Молодец». Его ракеты уже были успешно испытаны, и ожидается, что первые составы будут поставлены на вооружение в 2018-2020 годах со сроком эксплуатации до 2040 года.

«Баргузины» (мощный ветер, дующий на озере Байкал) оснащены твердотопливными МБР РС-24 «Ярс» дальностью 11тысяч 500 км, способными нести до 4 РГЧ мощностью 150-250 килотонн. Ракета имеет 20 метров в длину, 2 м в диаметре и весит 49,6 тонн, то есть, гораздо меньше «Молодцов». Это означает, что предназначенные для их транспортировки поезда не оказывают такого давления на железнодорожное полотно и не требуют его усиления, а также позволяет в одном составе разместить до 6 ракет вместо прежних трех.

«Баргузины» могут использовать отремонтированную инфраструктуру своих предшественников, а их более совершенные системы сделают их практически недоступными для обнаружения и слежения. Их ракеты более точные, а поезда способны устоять даже в случае близкого ядерного взрыва. Хотя решены еще не все проблемы: чтобы избежать необходимости использовать несколько тепловозов требуется разработка более мощного, чем все существующие, локомотива, возможно, на базе газовой турбины, как недавно испытанный экспериментальный образец. Альтернативой мог бы быть атомовоз, рассматриваемый в советские времена, но был исключен в качестве варианта.

В любом случае, основным препятствием для развертывания долгожданных «Баргузинов» являются не происки врагов, а экономический фактор: советские ядерные поезда были очень дорогостоящими в производстве и эксплуатации, хотя и дешевле, чем комплексы на подводных лодках. Состояние российской экономики определит быть ли «Баргузинам», когда и в каком количестве, потому что пока желание есть, но денег может не хватить. Если же хватит, то к 2020 году смертоносные поезда снова будут колесить по российским железным дорогам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Независимое военное обозрение

5:00 / 21.06.16
РВСН: боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 “Молодец” с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

РТ-23 УТТХ «Молодец» (Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)) — стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23.

Головной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Приняты на вооружение в 1987 году.

Ракетные комплексы

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что разработка единой ракеты должна учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.

  • Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») осуществлял МИТ. Для транспортировки ракеты был разработан проект и изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.
  • Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на основе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была разработана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и утилизированы.
  • Стационарный шахтный комплекс также разрабатывался на основе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 создавались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После распада СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для использования ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей. [1]

()

Впервые заговорили о необходимости создания железнодорожного старта еще в начале 60-х годов. В 1966—67гг. в ОКБ-586( КБ “Южное”) были проведены проектные изыскания по разработке на основе Р-12 боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов,шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет.

Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ—21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 60-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК РТ—22, который также не был завершен.[2]

Необходимо отметить, комплекс «Молодец» был первым в мире серийным представителем своего класса. Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.

Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.

В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.

Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес – 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.

Читать еще:  Пятидневная война в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года, конфликт с Грузией, ход боевых действий, итоги

12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.

По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.

13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.

Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.

Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.

Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.

Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.

Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта. [3]

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. [4]

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ “Молодец” (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый “Целина-2” и шахтный. Головной разработчик – КБ “Южное” (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ – специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов.

В 1991 году НПО “Южное” предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. Дальнейшего развития этот проект не получил. В настоящее время комплекс снят с вооружения.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 “Sсаlреl” Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 – РС-22В, классификация по СНВ-1 – собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).

«Молодец» отправляется в дорогу

Свести воедино все эти решения, согласовать их с военными, изготовить ракеты и состав, выпустить их на испытания — все это заняло в итоге почти 20 лет. Только 27 февраля 1985 года начались пусковые испытания ракеты Р-23УТТХ, которой вооружался «поезд-призрак». Суммарная мощность заряда 10 боеголовок этой ракеты составляла 4,3 мегатонны, дальность стрельбы — 10 100 км, предельное отклонение боеголовки от цели – до 500 м. Тогда же вышел на испытания и спецсостав, в который входили 17 вагонов: три пусковых модуля из трех вагонов каждый, семь вагонов командного модуля, в том числе жилые вагоны и вагон-столовая, и цистерна, замаскированная под рефрижератор. За время испытаний первый ракетный поезд совершил 18 выездов во все климатические пояса страны – от тайги до пустыни, и накатал свыше 400 000 километров.

Боевой железнодорожный комплекс «Молодец» выезжает из расположения ракетной дивизии, Костромская область

Итоги испытаний признали успешными, и 20 октября 1987 года первый ракетный полк, вооруженный боевым железнодорожным комплексом «Молодец», встал на боевое дежурство. «Полк» звучит громко. В действительности каждый полк, оснащенный БЖРК, представлял собой один спецсостав и 70 с небольшим человек личного состава, которые несли на нем службу. Четыре полка составляли ракетную дивизию. А всего к 1989 году в составе РВСН развернули три таких дивизии, базировавшихся под Костромой, Пермью и Красноярском — 12 ракетных поездов, или 36 пусковых установок.

Предок и наследник: железнодорожная платформа с дальнобойным орудием и БЖРК «Молодец» в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга

Их служба оказалась недолгой. По официальным данным Минобороны, последний боевой железнодорожный комплекс был снят с вооружения в 2005 году. Правда, через несколько лет, когда на Западе осознали, что Россия больше не намерена следовать в фарватере западной политики, и отношения с бывшими партнерами начали стремительно портиться, в нашей стране вновь вернулись к идее БЖРК. Московский институт теплотехники как головной разработчик многих современных российских боевых ракет начал работу над новым железнодорожным комплексом, который получил название «Баргузин». В 2017 году разработку приостановили (официально – из-за недостаточного финансирования), а сам БЖРК исключили из плана перевооружения РВСН. Правда, к тому времени новый комплекс был почти доработан, и в случае необходимости может быть достаточно оперативно запущен в производство и поставлен на боевое дежурство. А уж опыта эксплуатации таких «поездов-призраков» у российских ракетчиков хватает.

СНВ-3 и ядерный рывок России

The Washington Times 22.10.2015 Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток. Составы распределяли по специальным запасным путям, для пуска были предусмотрены 200 точек маршрута. Поезд мог пройти в день тысячу километров, но из-за большого веса ракет для его перемещения требовалось три тепловоза М-62, а некоторые вагоны были снабжены 8 колесными парами вмесно 4-х. При этом составы могли ездить только по специально усиленным отрезкам железнодорожного полотна, что сделало возможным их обнаружение и установку постоянного слежения через спутниковые системы и с помощью полевых агентов и, соответственно, сделало их менее эффективными, чем ожидалось.

С распадом СССР в 1991 г. история «Молодца» завершилась. Независимая Украина не имела интереса ни держать у себя, ни производить баллистические ракеты. Ее 36 штук были сняты с вооружения и разобраны к 1996 году. 56 российских экземпляров остались без запчастей, 10 из них наземного базирования также разобрали в 2000 году. А поезда постепенно вывели из эксплуатации: последние 5 составов отправили на утилизацию в августе 2005 года, а последние ракеты — в 2008 году. Эти ракеты типа SS-24 Scalpel были запрещены договором СНВ-II, который так и не был ратифицирован, но с ними покончило технологическое устаревание. От всей системы остался только один вагон с пусковой установкой и ракетным корпусом в музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге.

СССР был не единственным, кто развивал идею подвижных ракетных комплексов, в США также были развернуты ракеты железнодорожного базирования с целью обеспечения их меньшей уязвимости. В 70-80 годах специальные составы рассматривались в качестве возможности для базирования ракет LG-118A Peacekeeper, более известных как MX: эта опция называлась «Rail Garrison» (железнодорожное базирование).

Перемещение этих ракет по железнодорожным путям являлось частью еще одной опции, так называемого «Racetrack» (гоночный трек), которая предусматривала их перевозку по внутренним автодорогам и железнодорожным линиям из шахты в шахту в пределах одного гигантского полигона, чтобы запутать неприятеля. Из-за проблем, возникших при производстве комплексов, их ввод в эксплуатацию был отложен. Между тем, были достигнуты значительные успехи в повышении меткости и надежности баллистических ракет подводных лодок, что лишило актуальности планы развертывания ракет железнодорожного базирования.

Окончательно опция ‘rail garrison’ была забракована после распада СССР. От всей истории тоже остался один экспериментальный вагон, выставленным в Национальном музее ВВС США. Всего было произведено 114 ракет типа Peacekeeper, которые были размещены в шахтах, а впоследствии разобраны, последняя — в 2005 году.

Китай также работает над созданием своих БЖРК по крайней мере с конца 80-х. В декабре 2015 года стало известно, что китайцы провели испытания ракеты Дунфэн-41, осуществив запуск с модифицированного железнодорожного вагона. Твердотопливная DF-41 разрабатывалась с мобильной пусковой установкой, предполагается, что она имеет дальность в 10-12 тысяч км и несет разделяющуюся головную часть содержащую до 10 боевых блоков. В центральной части страны была построена сложная система автодорог, железнодорожных путей и туннелей для обеспечения сохранности ядерного арсенала в целях политики сдерживания. Частью этой системы, вероятно, и является DF-41 железнодорожного базирования. Поговаривают, что ее разработка была осуществлена Китаем не без украинской помощи.

«Баргузин» — новый ядерный поезд

Российские военные с опаской посматривают на разработку американцами системы Prompt Global Strike (Быстрый глобальный удар), позволяющей нанести массированный разоружающий удар обычным (неядерным) вооружением по любой стране в течение 1 часа, а значит, достичь при помощи МБР эффективности ядерного удара и, возможно сразу лишить противника способности осуществить контратаку. Не нравится российскому правительству и развертывание НАТО системы ПРО в Европе.

В ответ на эти шаги российские стратеги решили возродить идею советских ядерных поездов, но в улучшенной версии. Новый БЖРК называется «Баргузин» и обещает быть еще более устрашающим и неуловимым, чем «Молодец». Его ракеты уже были успешно испытаны, и ожидается, что первые составы будут поставлены на вооружение в 2018-2020 годах со сроком эксплуатации до 2040 года.

«Баргузины» (мощный ветер, дующий на озере Байкал) оснащены твердотопливными МБР РС-24 «Ярс» дальностью 11тысяч 500 км, способными нести до 4 РГЧ мощностью 150-250 килотонн. Ракета имеет 20 метров в длину, 2 м в диаметре и весит 49,6 тонн, то есть, гораздо меньше «Молодцов». Это означает, что предназначенные для их транспортировки поезда не оказывают такого давления на железнодорожное полотно и не требуют его усиления, а также позволяет в одном составе разместить до 6 ракет вместо прежних трех.

Читать еще:  США применили в Сирии снятый с вооружения F-117 «Стелс»

«Баргузины» могут использовать отремонтированную инфраструктуру своих предшественников, а их более совершенные системы сделают их практически недоступными для обнаружения и слежения. Их ракеты более точные, а поезда способны устоять даже в случае близкого ядерного взрыва. Хотя решены еще не все проблемы: чтобы избежать необходимости использовать несколько тепловозов требуется разработка более мощного, чем все существующие, локомотива, возможно, на базе газовой турбины, как недавно испытанный экспериментальный образец. Альтернативой мог бы быть атомовоз, рассматриваемый в советские времена, но был исключен в качестве варианта.

В любом случае, основным препятствием для развертывания долгожданных «Баргузинов» являются не происки врагов, а экономический фактор: советские ядерные поезда были очень дорогостоящими в производстве и эксплуатации, хотя и дешевле, чем комплексы на подводных лодках. Состояние российской экономики определит быть ли «Баргузинам», когда и в каком количестве, потому что пока желание есть, но денег может не хватить. Если же хватит, то к 2020 году смертоносные поезда снова будут колесить по российским железным дорогам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Где нельзя и где можно

Есть версия, что Советский Союз подтолкнула к созданию «Молодца» информация о разработке подобного боевого железнодорожного комплекса в Америке, где над аналогичными системами начали работать еще в начале 1960-х годов. Возможность погрузить ракету на железнодорожную платформу появилась после того, как были созданы твердотопливные двигатели: они были гораздо более устойчивыми к вибрациям при движении по железной дороге. В качестве вооружения боевых железнодорожных комплексов планировалось использовать ракеты «Минитмен».

Презентация модели ракетного поезда в корпорации «Боинг», конец 1960-х годов

Довольно быстро стало понятно, что проще построить достаточное количество шахтных установок: Советский Союз в тот момент не обладал достаточно точными боеголовками, и подземные пусковые комплексы в США оставались в относительной безопасности. Но со временем советские ракетчики сумели существенно повысить точность боеголовок, и в 1986 году американские военные вновь вернулись к идее «ракетного поезда». На сей раз в качестве главного оружия для него выбрали ракеты «Миротворец»: каждый состав специального назначения должен был нести две таких «сигары». Дело дошло даже до воплощения идеи в металле, но в конечном итоге Америка отказалась от использования боевых железнодорожных комплексов. Официально причиной такого решения стала излишняя дороговизна системы и повышенная нагрузка на железнодорожную сеть (не стоит забывать, что в США она находится в собственности нескольких частных компаний, что осложняет эксплуатацию систем железнодорожного ракетного пуска). В действительности работы над проектом завершились в 1991 году, когда Советский Союз уже не представлял для Соединенных Штатов такой опасности, как прежде, а его руководство послушно следовало в фарватере американской политики.

Так, по мнению западных художников, должен был выглядеть советский боевой железнодорожный комплекс на стартовой позиции в Сибири

Примечательно, что начало работ над вторым вариантом «ракетного поезда» в США совпало с окончанием конструирования и производства первого советского боевого железнодорожного комплекса. Судя по всему, получив точные данные разведки, что советские конструкторы сумели не только решить проблемы размещения ракет на железнодорожных пусковых установках, но и довести дело до серийных образцов, американские военные поняли, что СССР обладает оружием ответного удара, которое ставит под угрозу все планы по безответному нападению. Ведь ракетный состав, способный за сутки пройти расстояние в тысячу километров, причем так, что его практически невозможно отследить, подобен иголке даже не в стоге, а в горе сена!

Старт ракеты РТ-23УТТХ из пускового контейнера БЖРК «Молодец». Хорошо виден еще не до конца распрямившийся обтекатель

Это соображение и заставило заокеанских партнеров Михаила Горбачева и Бориса Ельцина изо всех сил давить на них на переговорах, добиваясь непременного уничтожения именно «Молодцов». Это в итоге и было сделано: из 12 «поездов-призраков», как их называла западная пресса, или «составов номер ноль», как их называли в СССР, осталось только два (да и то превращенных в музейные экспонаты).

СНВ-3 и ядерный рывок России

The Washington Times 22.10.2015 Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток. Составы распределяли по специальным запасным путям, для пуска были предусмотрены 200 точек маршрута. Поезд мог пройти в день тысячу километров, но из-за большого веса ракет для его перемещения требовалось три тепловоза М-62, а некоторые вагоны были снабжены 8 колесными парами вмесно 4-х. При этом составы могли ездить только по специально усиленным отрезкам железнодорожного полотна, что сделало возможным их обнаружение и установку постоянного слежения через спутниковые системы и с помощью полевых агентов и, соответственно, сделало их менее эффективными, чем ожидалось.

С распадом СССР в 1991 г. история «Молодца» завершилась. Независимая Украина не имела интереса ни держать у себя, ни производить баллистические ракеты. Ее 36 штук были сняты с вооружения и разобраны к 1996 году. 56 российских экземпляров остались без запчастей, 10 из них наземного базирования также разобрали в 2000 году. А поезда постепенно вывели из эксплуатации: последние 5 составов отправили на утилизацию в августе 2005 года, а последние ракеты — в 2008 году. Эти ракеты типа SS-24 Scalpel были запрещены договором СНВ-II, который так и не был ратифицирован, но с ними покончило технологическое устаревание. От всей системы остался только один вагон с пусковой установкой и ракетным корпусом в музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге.

СССР был не единственным, кто развивал идею подвижных ракетных комплексов, в США также были развернуты ракеты железнодорожного базирования с целью обеспечения их меньшей уязвимости. В 70-80 годах специальные составы рассматривались в качестве возможности для базирования ракет LG-118A Peacekeeper, более известных как MX: эта опция называлась «Rail Garrison» (железнодорожное базирование).

Перемещение этих ракет по железнодорожным путям являлось частью еще одной опции, так называемого «Racetrack» (гоночный трек), которая предусматривала их перевозку по внутренним автодорогам и железнодорожным линиям из шахты в шахту в пределах одного гигантского полигона, чтобы запутать неприятеля. Из-за проблем, возникших при производстве комплексов, их ввод в эксплуатацию был отложен. Между тем, были достигнуты значительные успехи в повышении меткости и надежности баллистических ракет подводных лодок, что лишило актуальности планы развертывания ракет железнодорожного базирования.

Окончательно опция ‘rail garrison’ была забракована после распада СССР. От всей истории тоже остался один экспериментальный вагон, выставленным в Национальном музее ВВС США. Всего было произведено 114 ракет типа Peacekeeper, которые были размещены в шахтах, а впоследствии разобраны, последняя — в 2005 году.

Китай также работает над созданием своих БЖРК по крайней мере с конца 80-х. В декабре 2015 года стало известно, что китайцы провели испытания ракеты Дунфэн-41, осуществив запуск с модифицированного железнодорожного вагона. Твердотопливная DF-41 разрабатывалась с мобильной пусковой установкой, предполагается, что она имеет дальность в 10-12 тысяч км и несет разделяющуюся головную часть содержащую до 10 боевых блоков. В центральной части страны была построена сложная система автодорог, железнодорожных путей и туннелей для обеспечения сохранности ядерного арсенала в целях политики сдерживания. Частью этой системы, вероятно, и является DF-41 железнодорожного базирования. Поговаривают, что ее разработка была осуществлена Китаем не без украинской помощи.

«Баргузин» — новый ядерный поезд

Российские военные с опаской посматривают на разработку американцами системы Prompt Global Strike (Быстрый глобальный удар), позволяющей нанести массированный разоружающий удар обычным (неядерным) вооружением по любой стране в течение 1 часа, а значит, достичь при помощи МБР эффективности ядерного удара и, возможно сразу лишить противника способности осуществить контратаку. Не нравится российскому правительству и развертывание НАТО системы ПРО в Европе.

В ответ на эти шаги российские стратеги решили возродить идею советских ядерных поездов, но в улучшенной версии. Новый БЖРК называется «Баргузин» и обещает быть еще более устрашающим и неуловимым, чем «Молодец». Его ракеты уже были успешно испытаны, и ожидается, что первые составы будут поставлены на вооружение в 2018-2020 годах со сроком эксплуатации до 2040 года.

«Баргузины» (мощный ветер, дующий на озере Байкал) оснащены твердотопливными МБР РС-24 «Ярс» дальностью 11тысяч 500 км, способными нести до 4 РГЧ мощностью 150-250 килотонн. Ракета имеет 20 метров в длину, 2 м в диаметре и весит 49,6 тонн, то есть, гораздо меньше «Молодцов». Это означает, что предназначенные для их транспортировки поезда не оказывают такого давления на железнодорожное полотно и не требуют его усиления, а также позволяет в одном составе разместить до 6 ракет вместо прежних трех.

«Баргузины» могут использовать отремонтированную инфраструктуру своих предшественников, а их более совершенные системы сделают их практически недоступными для обнаружения и слежения. Их ракеты более точные, а поезда способны устоять даже в случае близкого ядерного взрыва. Хотя решены еще не все проблемы: чтобы избежать необходимости использовать несколько тепловозов требуется разработка более мощного, чем все существующие, локомотива, возможно, на базе газовой турбины, как недавно испытанный экспериментальный образец. Альтернативой мог бы быть атомовоз, рассматриваемый в советские времена, но был исключен в качестве варианта.

В любом случае, основным препятствием для развертывания долгожданных «Баргузинов» являются не происки врагов, а экономический фактор: советские ядерные поезда были очень дорогостоящими в производстве и эксплуатации, хотя и дешевле, чем комплексы на подводных лодках. Состояние российской экономики определит быть ли «Баргузинам», когда и в каком количестве, потому что пока желание есть, но денег может не хватить. Если же хватит, то к 2020 году смертоносные поезда снова будут колесить по российским железным дорогам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Независимое военное обозрение

5:00 / 21.06.16
РВСН: боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 “Молодец” с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

РТ-23 УТТХ «Молодец» (Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)) — стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23.

Головной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Приняты на вооружение в 1987 году.

Ракетные комплексы

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что разработка единой ракеты должна учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.

  • Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») осуществлял МИТ. Для транспортировки ракеты был разработан проект и изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.
  • Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на основе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была разработана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и утилизированы.
  • Стационарный шахтный комплекс также разрабатывался на основе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 создавались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После распада СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для использования ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».
Читать еще:  Как развлекаются украинские летчики.

В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей. [1]

()

Впервые заговорили о необходимости создания железнодорожного старта еще в начале 60-х годов. В 1966—67гг. в ОКБ-586( КБ “Южное”) были проведены проектные изыскания по разработке на основе Р-12 боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов,шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет.

Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ—21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 60-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК РТ—22, который также не был завершен.[2]

Необходимо отметить, комплекс «Молодец» был первым в мире серийным представителем своего класса. Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.

Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.

В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.

Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес – 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.

12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.

По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.

13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.

Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.

Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.

Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.

Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.

Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта. [3]

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. [4]

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ “Молодец” (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый “Целина-2” и шахтный. Головной разработчик – КБ “Южное” (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ – специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов.

В 1991 году НПО “Южное” предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. Дальнейшего развития этот проект не получил. В настоящее время комплекс снят с вооружения.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 “Sсаlреl” Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 – РС-22В, классификация по СНВ-1 – собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).

«Молодец» отправляется в дорогу

Свести воедино все эти решения, согласовать их с военными, изготовить ракеты и состав, выпустить их на испытания — все это заняло в итоге почти 20 лет. Только 27 февраля 1985 года начались пусковые испытания ракеты Р-23УТТХ, которой вооружался «поезд-призрак». Суммарная мощность заряда 10 боеголовок этой ракеты составляла 4,3 мегатонны, дальность стрельбы — 10 100 км, предельное отклонение боеголовки от цели – до 500 м. Тогда же вышел на испытания и спецсостав, в который входили 17 вагонов: три пусковых модуля из трех вагонов каждый, семь вагонов командного модуля, в том числе жилые вагоны и вагон-столовая, и цистерна, замаскированная под рефрижератор. За время испытаний первый ракетный поезд совершил 18 выездов во все климатические пояса страны – от тайги до пустыни, и накатал свыше 400 000 километров.

Боевой железнодорожный комплекс «Молодец» выезжает из расположения ракетной дивизии, Костромская область

Итоги испытаний признали успешными, и 20 октября 1987 года первый ракетный полк, вооруженный боевым железнодорожным комплексом «Молодец», встал на боевое дежурство. «Полк» звучит громко. В действительности каждый полк, оснащенный БЖРК, представлял собой один спецсостав и 70 с небольшим человек личного состава, которые несли на нем службу. Четыре полка составляли ракетную дивизию. А всего к 1989 году в составе РВСН развернули три таких дивизии, базировавшихся под Костромой, Пермью и Красноярском — 12 ракетных поездов, или 36 пусковых установок.

Предок и наследник: железнодорожная платформа с дальнобойным орудием и БЖРК «Молодец» в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга

Их служба оказалась недолгой. По официальным данным Минобороны, последний боевой железнодорожный комплекс был снят с вооружения в 2005 году. Правда, через несколько лет, когда на Западе осознали, что Россия больше не намерена следовать в фарватере западной политики, и отношения с бывшими партнерами начали стремительно портиться, в нашей стране вновь вернулись к идее БЖРК. Московский институт теплотехники как головной разработчик многих современных российских боевых ракет начал работу над новым железнодорожным комплексом, который получил название «Баргузин». В 2017 году разработку приостановили (официально – из-за недостаточного финансирования), а сам БЖРК исключили из плана перевооружения РВСН. Правда, к тому времени новый комплекс был почти доработан, и в случае необходимости может быть достаточно оперативно запущен в производство и поставлен на боевое дежурство. А уж опыта эксплуатации таких «поездов-призраков» у российских ракетчиков хватает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: