МС-21: из перспективного в реальный
МС-21: из перспективного в реальный
Одним из главных авиационных событий уходящего года стала первая публичная демонстрация среднемагистрального МС-21 в ходе авиасалона МАКС-2019. На нем были представлены три опытных самолета МС-21-300, один из которых − с пассажирским салоном. Новый лайнер впервые участвовал в демонстрационных полетах авиасалона и при этом наглядно показал свои высокие летные характеристики специалистам и широкой публике. Можно сказать, что МС-21 из перспективных сразу перелетел в ряды реальных проектов отечественного авиапрома. После МАКСа третий опытный самолет МС-21 отправился в первое зарубежное турне − на выставку Teknofest в Стамбуле.
Собрана и скоро присоединится к летным испытаниям четвертая машина. Сейчас в сборке находится пятый опытный образец МС-21-300, предназначенный для испытаний с новейшим российским двигателем ПД-14. Идет большая работа по сертификации лайнера в России и Европе. Первые серийные самолеты планируется выпустить в 2021 году. О новом самолете и его перспективах на мировом рынке – в нашем материале.
Первому разработанному в постсоветской России среднемагистральному пассажирскому самолету предстоит конкурировать с европейским A320, американским B737 и китайским C919. (08.06.2016)
Чиновники перехвалили новый лайнер в погоне за заказчиками, считают эксперты. (23.08.2012)
К таковым, в частности, относится схема, при которой покупатель берет у банка кредит на рыночных условиях, а государство компенсирует банку недополученную премию. Само государство не отказывается от идеи и дальше оказывать поддержку проекту. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, она необходима, “поскольку частные инвестиции здесь никак не помогут”.
Рынок сбыта: ставка на своих
На данный момент портфель твердых заказов МС-21 составляет 175 самолетов. Первый российский заказчик пятидесяти из них – государственный “Аэрофлот”. Остальные – лизинговые компании: “Авиакапитал-Сервис” (85 единиц), подконтрольная ОАК “Ильюшин Финанс Ко” (50) и “ВЭБ-лизинг” (30).
Летом прошлого года о своей заинтересованности в десяти самолетах МС-21 сообщила также азербайджанская авиакомпания AZAL. Правда, твердый контракт подписан пока не был. “Аналогичный интерес, не подтвержденный контрактами, проявляли авиакомпании из Средней Азии”, – говорит Олег Пантелеев. Еще одним эксплуатантом из России, по его данным, может стать Red Wings.
Таким образом, на первых порах основными заказчиками будут именно российские авиакомпании. Аналогично продвигаются продажи китайского С919 (его взяли в эксплуатацию преимущественно китайские госкомпании). Однако рассчитывать на то, что МС-21 полностью вытеснит иностранные воздушные суда с российского рынка, не приходится, считает Алексей Синицкий: “Даже в случае абсолютного успеха очевидно, что это нереально. Появится лишь какая-то доля российских среднемагистральных лайнеров”.
Самый широкофюзеляжный из всех узкофюзеляжных
МС-21 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов (4,06 м), что обеспечивает пассажирам качественно новый уровень комфорта. Проход между креслами в зависимости от их типа составляет от 50,55 см до 57,15 см. Это позволяет свободно передвигаться по салону во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки.
Большие иллюминаторы МС-21 увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат в самолете: давление приближено к естественному, установлены система увлажнения воздуха и новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры. Кабина пилотов выполнена в соответствии с самыми современными требованиями эргономики, что должно снизить утомляемость экипажа.
В конструкции МС-21 использованы современные материалы, в том числе композиционные, доля которых превышает 30%, что уникально для самолетов этого класса. Благодаря широкому использованию композитов удалось заметно снизить вес самолета. Передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике.
Бортовая система технического обслуживания, охватывающая 100% систем самолета, повысила его надежность и сократила время простоев. МС-21 выходит на рынок с двумя типами двигателей последнего поколения: американским PW1400G-JM и российским ПД-14. Установка того или иного двигателя определяется желанием заказчика. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.
МС-21, головным разработчиком которого является корпорация «Иркут», создается в широкой кооперации предприятий ОАК. Активное участие в работе принимают холдинги Ростеха, чьи предприятия производят более половины авионики авиалайнера, обеспечивают титаном и композитными материалами, а Объединенная двигателестроительная корпорация является поставщиком двигателей ПД-14.
Первому разработанному в постсоветской России среднемагистральному пассажирскому самолету предстоит конкурировать с европейским A320, американским B737 и китайским C919. (08.06.2016)
Чиновники перехвалили новый лайнер в погоне за заказчиками, считают эксперты. (23.08.2012)
К таковым, в частности, относится схема, при которой покупатель берет у банка кредит на рыночных условиях, а государство компенсирует банку недополученную премию. Само государство не отказывается от идеи и дальше оказывать поддержку проекту. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, она необходима, “поскольку частные инвестиции здесь никак не помогут”.
Рынок сбыта: ставка на своих
На данный момент портфель твердых заказов МС-21 составляет 175 самолетов. Первый российский заказчик пятидесяти из них – государственный “Аэрофлот”. Остальные – лизинговые компании: “Авиакапитал-Сервис” (85 единиц), подконтрольная ОАК “Ильюшин Финанс Ко” (50) и “ВЭБ-лизинг” (30).
Летом прошлого года о своей заинтересованности в десяти самолетах МС-21 сообщила также азербайджанская авиакомпания AZAL. Правда, твердый контракт подписан пока не был. “Аналогичный интерес, не подтвержденный контрактами, проявляли авиакомпании из Средней Азии”, – говорит Олег Пантелеев. Еще одним эксплуатантом из России, по его данным, может стать Red Wings.
Таким образом, на первых порах основными заказчиками будут именно российские авиакомпании. Аналогично продвигаются продажи китайского С919 (его взяли в эксплуатацию преимущественно китайские госкомпании). Однако рассчитывать на то, что МС-21 полностью вытеснит иностранные воздушные суда с российского рынка, не приходится, считает Алексей Синицкий: “Даже в случае абсолютного успеха очевидно, что это нереально. Появится лишь какая-то доля российских среднемагистральных лайнеров”.
Экономическая эффективность авиалайнера МС-21
Так как при изготовлении российского авиалайнера МС-21 были использованы новейшие технологии, выразившиеся в использовании углепластика, это позволило значительно снизить вес самолёта и увеличить его скорость до 870 км/ч. Данная скорость превышает параметры конкурентов на 30-70 км/ч. Тем самым авиалайнер МС-21 является весьма выгодным приобретением для любой авиакомпании мира.
Экономическая выгода при покупке пассажирского авиалайнера МС-21 состоит из целого ряда факторов:
- Пониженный расход топлива является следствием снижения веса самолёта. За несколько лет эксплуатации только на топливе можно сэкономить внушительную сумму;
- За счёт применения новейших двигателей, которые потребляют меньшее количество топлива (в том числе и из-за общего веса самолёта), происходит понижение выброса СО2 в атмосферу, что снижает уровень экологических поборов;
- Увеличение скорости самолёта имеет прямую зависимость с уменьшением времени полёта. Для многих пассажиров это является определяющим фактором при выборе рейса;
- Увеличенный пассажирский салон позволяет увеличить количество мест в салоне самолёта;
- Высокая надёжность элементов конструкции и узлов авиалайнера обеспечивается применением новейших материалов при его постройке.
Благодаря совокупности данных факторов эксплуатация МС-21 становится доходной даже в «мёртвый» сезон для пассажирских авиакомпаний.
Новый российский авиалайнер будет стоить от 72 до 85 миллионов, что делает его самым дешёвым самолётом в своём классе на международном рынке.
Судя по последним данным, предварительные заказы на пассажирский авиалайнер МС-21 уже обеспечили работу предприятию на несколько лет вперёд. Только Аэрофлот намерен купить 50 единиц самолётов МС-21.