56 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МТЛБ – еще не БМП, но уже и не трактор

МТЛБ – еще не БМП, но уже и не трактор

Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».

В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».

  1. Создание машины
  2. Конструкция МТЛБ
  3. Модернизации и ближайшие конкуренты
  4. Место работы
  5. Видео

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Читать еще:  Царь бомба, история создания и испытаний, мощность термоядерного взрыва, место воронки на карте - полигон Новая Земля

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Конструкция МТЛБ

Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.

Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.

Читать еще:  Наконечники для стрел

Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.

В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.

Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.

Описание конструкции

«Мотолыга» — выполненный по классической схеме вездеход без особых инженерных изысков.

В передней части корпуса располагается кабина для механика-водителя и командира машины, и органы управления МТЛБ «Мотолыга».

Управление происходит при помощи педалей акселератора и сцепления (во время переключения ступеней в коробке передач), поворот осуществляется за счет блокировки боковых фрикционов (2 рычага – правый и левый).

Для обзора в кабине были установлены окна. Для освещения пути в ночное время использовались фары. Командир, в случае необходимости, мог вести огонь из закрепленного на крыше пулемета ПКТ.

Устройство МТЛБ

За спиной водителя располагался моторный отсек, точнее двигатель и основной фрикцион. В случае необходимости ремонта не требовались усилия для доступа к нему.

За движком размещалось отделение для грузов и перевозимого состава, в размере до 10 пехотинцев в полном обвесе. В случае суровой необходимости в пассажирское отделение могло уместиться 18 человек.

Для посадки и высадки использовались: 2 люка в крыше и двери на фронтальной части машины. Для обогрева герметизированного транспортного отделения устанавливалась печка. В машинах, отправляемых на крайний Север предусматривалась дополнительная печка.

Читать еще:  Украина получит РПГ-7 вместо «Джавелин»

Внутренняя комановка МТ-ЛБ

Технические характеристики ТТХ МТЛБ

Масса, кг9,700
Грузоподъемность, кг:2500
Количество мест:
в кабине2
в кузове11
Размеры, мм
длина6,454
ширина2,850
высота1,865
Вооружение7,62-мм ПКТ
Максимальная скорость, км/час61,5
ДвигательЯМЗ-238

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: