Проверка Сирией: зачем новейший истребитель Су-57 прилетел на Хмеймим
На авиабазу Хмеймим в Сирии впервые прибыли многофункциональные истребители пятого поколения Су-57, рассказал в четверг РБК источник в Минобороны. О появлении этих самолетов также написали «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в органах военного управления и «Интерфакс» со ссылкой на информированные источники.
Первым о Су-57 в небе над Сирией сообщил сирийский журналист Ваэль аль-Хусейни. Он разместил у себя в Twitter видео, на котором видны российские самолеты, включая Су-57, в Латакии, в районе Хмеймима. В разговоре с РБК сирийский журналист со ссылкой на свои источники сообщил, что 21 февраля на авиабазу Хмеймим помимо двух Су-57 прибыли еще девять российских самолетов: четыре истребителя Су-35, четыре штурмовика Су-25 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Такую же информацию передала в четверг арабская версия российского госагентства Sputnik.
РБК направил запрос в Минобороны с просьбой прокомментировать эту информацию.
Шесть прототипов
Портят репутацию Су-57 и проблемы с индийскими авиастроителями. Как известно, Москва и Нью-Дели уже давно затеяли совместную программу создания истребителя пятого поколения на базе проекта Т-50. Проект получил название FGFA – Fifth Generation Fighter Aircraft. Но в индийских СМИ постоянно появляются сообщения о претензиях к самолету: машина-де несовременна, не отвечает требованиям соразработчика, делается слишком медленно. В 2018 году Нью-Дели даже якобы покинул проект. Но позже Объединенная авиастроительная корпорация сообщила, что стороны продолжают сотрудничество по FGFA.
“ В иностранных СМИ не появилось ни одного сообщения о повторном развертывании на авиабазе «Хмеймим» новейших истребителей ”
Потому нет ничего удивительного, что решение о закупке Су-57 было встречено в наших СМИ и экспертном сообществе довольно критично. Интересно разобраться, что же представляет собой Су-57.
На прошлой неделе шесть новейших «пятьдесят седьмых» сопровождали самолет Владимира Путина при посадке на аэродроме в Ахтубинске. Фотографии и видеохроника приземления «борта номер один» активно размещались в российских и зарубежных средствах массовой информации. Но если внимательно рассмотреть фото и видео посадки, хорошо заметно, что все шесть российских истребителей серьезно отличаются друг от друга. Фактически во всей шестерке не было двух одинаковых бортов – различаются конфигурации носовых обтекателей, элементы конструкции фюзеляжа и крыльев.
И это неудивительно, ведь формально пока не выпущено ни одного серийного Су-57. А все машины, которые имеются в наличии, – опытные, с индексом Т-50. Судя по всему, пока даже не определен так называемый эталонный борт – машина, чье оборудование и внешний облик будут эталоном для серийных истребителей.
Поставка Су-57 уже несколько раз откладывалась. Серия в несколько машин ожидалась в прошлом году, но тогда работы остановили недоработанные двигатели АЛ-41Ф-1. В апреле стало известно, что их испытания прошли успешно. И первые 12 машин, ранее заказанных Минобороны, должны были сразу получить штатные двигатели. Но в связи с решением закупить 76 новых машин, распоряжение о поставке эскадрильи Су-57 скорее всего будет отменено.
“Мы здесь надолго”: во что Россия превратила свою базу в Сирии
Авиабаза Хмеймим в Сирии была построена в 2015 году российскими военными во время ожесточенной гражданской войны. С тех пор она стала одним из центральных военных объектов.
СУХУМ, 27 авг – Sputnik. Эшелонированная противовоздушная оборона, несколько периметров охраны, современные технические сооружения и обустроенный военный городок — российские летчики находятся в Сирии уже пять лет. За это время авиабаза Хмеймим стала образцовой не только для своих: на опыт Минобороны при строительстве подобных объектов ориентируются и зарубежные страны. Недавно Дамаск пообещал Москве еще восемь гектаров земли под оздоровительный центр для военнослужащих. О том, как изменился Хмеймим, и его перспективах читайте в материале Николая Протопопова для РИА Новости.
В чистом поле
К строительству крупнейшей российской зарубежной авиабазы приступили в 2015-м, когда в Сирию направили группу ВКС для поддержки правительственных сил в войне против террористов “Исламского государства”*. Основой послужил международный аэропорт имени Басиля Аль-Асада в 25 километрах от города Латакия.
Чтобы приспособить гражданский аэродром для боевых самолетов, потребовалось создать новую инфраструктуру, смонтировать аэродромно-техническое оборудование, возвести жилые помещения для военнослужащих. В общей сложности в Сирию доставили несколько сотен тысяч тонн различных грузов.
На начальном этапе операции в оперативной группе числилось всего около пятидесяти боевых машин — штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24 и Су-34, истребители Су-30СМ, вертолеты Ми-24 и Ми-8АМТШ. Кроме того, в Хмеймим оперативно перегнали десяток топливозаправщиков.
Летчики и технический персонал поселились в небольших модульных вагончиках, так называемых КИМБах, на два или четыре человека каждый. Это, по сути, металлические контейнеры с бытовыми удобствами, кондиционерами и водопроводом. Рядом установили мобильные хлебопекарни, помещения для стирки и глажки одежды, бани с пропускной способностью десять человек в час. Чуть позже появились столовые, клуб, спортивные площадки и даже мини-музей, посвященный истории авиабазы.
“Здесь был фактически голый аэродром и служба управления воздушным движением, — рассказывает РИА Новости член экспертного совета при коллегии ВПК Виктор Мураховский, побывавший на авиабазе с рабочим визитом. — Небольшой зал отлета и прилета сохранили, но он играет скорее вспомогательную роль. Основные сооружения построили заново. Взлетно-посадочную полосу отремонтировали и расширили. Сейчас аэродром способен принимать самолеты тяжелого класса, вплоть до стратегической авиации. Немаловажно, что Хмеймим используют как промежуточный пункт для полетов в другие регионы мира, например в Африку”
Неприступная крепость
Особое внимание уделили безопасности объекта. В Сирию перебросили зенитные ракетные системы дальнего действия С-400, комплексы ближнего действия “Тор-М2” и зенитные ракетно-пушечные комплексы “Панцирь-С1”. ПВО базы может уничтожать все виды воздушных целей на дальности от двадцати до 250 километров.
“В Хмеймиме создана эшелонированная система ПВО, — объясняет Мураховский. — Используются средства разной досягаемости и разных типов. На постоянном боевом дежурстве — ЗРС С-400, ЗРК “Тор” и ЗРПК “Панцирь”. Кроме того, есть зенитные артиллерийские установки ЗУ-23. За разведку, наведение и целеуказание отвечают радиолокационные станции, способные обнаружить любые воздушные цели, включая малоразмерные беспилотники, реактивные снаряды, в том числе кустарного производства”.
В системе охраны авиабазы два периметра. Внешний вместе с российскими военными контролируют бойцы Сирийской арабской армии. За внутренний иностранцев не пускают. Безопасность обеспечивает и беспилотная авиация: одновременно и круглосуточно в воздухе над Хмеймимом барражируют порядка десяти БПЛА.
Связь с внешним миром поддерживается всеми доступными средствами — от УКВ-радиостанций до спутниковых комплексов, интегрированных в единую систему, которая, в свою очередь, заведена на Центр боевого управления.
“Командующий группировкой и штаб боевого управления находятся на прямой связи с Национальным центром управления обороной в Москве, — уточнил Мураховский. — У командующего также есть так называемая линия деконфликтации с представителями коалиционной группировки в Ираке. Это соглашение с американцами, позволяющее предотвращать инциденты в Сирии”.
Сирийский курорт
Грузы для обустройства авиабазы в Сирию доставляли по морю и по воздуху — на протяжении нескольких месяцев шли вереницы судов и транспортных самолетов. Хотя работы велись во время ожесточенной гражданской войны и в тяжелых климатических условиях, российским специалистам удалось в короткие сроки построить один из самых современных и защищенных военных объектов в мире.
Сегодня авиабаза готова принимать любые типы самолетов, в том числе дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160. На аэродроме развернули систему централизованной заправки топливом с возможностью одновременного обслуживания десятков летательных аппаратов, построили высокозащищенные укрытия для авиационной техники.
По оценкам экспертов, Хмеймим способен разместить и подготовить к боевой работе гораздо больше самолетов, чем базируется там сейчас. И даже больше, чем в пиковый период нанесения ударов по террористическим группировкам.
“Самолеты можно спрятать в надежных укрытиях, — подчеркивает эксперт. — В спецсооружениях также складируют запасы топлива, ракет, боеприпасов, есть вся необходимая техника для подвоза ракетно-артиллерийского вооружения. Известно, что в самые напряженные моменты гражданской войны самолеты делали по несколько вылетов в сутки с полной боевой загрузкой”.
С точки зрения тылового обеспечения российским военным создали довольно комфортные условия. Питаются они в основном привозными продуктами, но в рацион под строгим санитарным контролем добавляют и местное продовольствие.
Новый участок земли, выделенный сирийским правительством России, предназначен в первую очередь для строительства медицинского оздоровительного комплекса.
“Центр, вероятно, будут использовать не только военнослужащие, находящиеся в Сирии в служебной командировке, но и вообще Вооруженные силы России, — отмечает Мураховский. — Известно, что для наших военных зарубежные курорты закрыты. А сирийское побережье Латакии — райское место. Сюда приезжают даже из Арабских Эмиратов. Местные вряд ли будут посещать этот комплекс, у них и так есть все возможности для отдыха на море”.
Как бы то ни было, за пять лет авиабаза Хмеймим из небольшого аэродрома с несколькими ангарами и терминалом превратилась в настоящий город с улицами и площадями, даже со сквером. Улицы названы в честь героев сирийской операции или известных военачальников: Героев России генерала Валерия Асапова, летчиков Олега Пешкова и Романа Филипова, погибших в Сирии, Героя СССР генерала армии Василия Маргелова.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
“Мы здесь надолго”: во что Россия превратила свою базу в Сирии
Авиабаза Хмеймим в Сирии была построена в 2015 году российскими военными во время ожесточенной гражданской войны. С тех пор она стала одним из центральных военных объектов.
СУХУМ, 27 авг – Sputnik. Эшелонированная противовоздушная оборона, несколько периметров охраны, современные технические сооружения и обустроенный военный городок — российские летчики находятся в Сирии уже пять лет. За это время авиабаза Хмеймим стала образцовой не только для своих: на опыт Минобороны при строительстве подобных объектов ориентируются и зарубежные страны. Недавно Дамаск пообещал Москве еще восемь гектаров земли под оздоровительный центр для военнослужащих. О том, как изменился Хмеймим, и его перспективах читайте в материале Николая Протопопова для РИА Новости.
В чистом поле
К строительству крупнейшей российской зарубежной авиабазы приступили в 2015-м, когда в Сирию направили группу ВКС для поддержки правительственных сил в войне против террористов “Исламского государства”*. Основой послужил международный аэропорт имени Басиля Аль-Асада в 25 километрах от города Латакия.
Чтобы приспособить гражданский аэродром для боевых самолетов, потребовалось создать новую инфраструктуру, смонтировать аэродромно-техническое оборудование, возвести жилые помещения для военнослужащих. В общей сложности в Сирию доставили несколько сотен тысяч тонн различных грузов.
На начальном этапе операции в оперативной группе числилось всего около пятидесяти боевых машин — штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24 и Су-34, истребители Су-30СМ, вертолеты Ми-24 и Ми-8АМТШ. Кроме того, в Хмеймим оперативно перегнали десяток топливозаправщиков.
Летчики и технический персонал поселились в небольших модульных вагончиках, так называемых КИМБах, на два или четыре человека каждый. Это, по сути, металлические контейнеры с бытовыми удобствами, кондиционерами и водопроводом. Рядом установили мобильные хлебопекарни, помещения для стирки и глажки одежды, бани с пропускной способностью десять человек в час. Чуть позже появились столовые, клуб, спортивные площадки и даже мини-музей, посвященный истории авиабазы.
“Здесь был фактически голый аэродром и служба управления воздушным движением, — рассказывает РИА Новости член экспертного совета при коллегии ВПК Виктор Мураховский, побывавший на авиабазе с рабочим визитом. — Небольшой зал отлета и прилета сохранили, но он играет скорее вспомогательную роль. Основные сооружения построили заново. Взлетно-посадочную полосу отремонтировали и расширили. Сейчас аэродром способен принимать самолеты тяжелого класса, вплоть до стратегической авиации. Немаловажно, что Хмеймим используют как промежуточный пункт для полетов в другие регионы мира, например в Африку”
Неприступная крепость
Особое внимание уделили безопасности объекта. В Сирию перебросили зенитные ракетные системы дальнего действия С-400, комплексы ближнего действия “Тор-М2” и зенитные ракетно-пушечные комплексы “Панцирь-С1”. ПВО базы может уничтожать все виды воздушных целей на дальности от двадцати до 250 километров.
“В Хмеймиме создана эшелонированная система ПВО, — объясняет Мураховский. — Используются средства разной досягаемости и разных типов. На постоянном боевом дежурстве — ЗРС С-400, ЗРК “Тор” и ЗРПК “Панцирь”. Кроме того, есть зенитные артиллерийские установки ЗУ-23. За разведку, наведение и целеуказание отвечают радиолокационные станции, способные обнаружить любые воздушные цели, включая малоразмерные беспилотники, реактивные снаряды, в том числе кустарного производства”.
В системе охраны авиабазы два периметра. Внешний вместе с российскими военными контролируют бойцы Сирийской арабской армии. За внутренний иностранцев не пускают. Безопасность обеспечивает и беспилотная авиация: одновременно и круглосуточно в воздухе над Хмеймимом барражируют порядка десяти БПЛА.
Связь с внешним миром поддерживается всеми доступными средствами — от УКВ-радиостанций до спутниковых комплексов, интегрированных в единую систему, которая, в свою очередь, заведена на Центр боевого управления.
“Командующий группировкой и штаб боевого управления находятся на прямой связи с Национальным центром управления обороной в Москве, — уточнил Мураховский. — У командующего также есть так называемая линия деконфликтации с представителями коалиционной группировки в Ираке. Это соглашение с американцами, позволяющее предотвращать инциденты в Сирии”.
Сирийский курорт
Грузы для обустройства авиабазы в Сирию доставляли по морю и по воздуху — на протяжении нескольких месяцев шли вереницы судов и транспортных самолетов. Хотя работы велись во время ожесточенной гражданской войны и в тяжелых климатических условиях, российским специалистам удалось в короткие сроки построить один из самых современных и защищенных военных объектов в мире.
Сегодня авиабаза готова принимать любые типы самолетов, в том числе дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160. На аэродроме развернули систему централизованной заправки топливом с возможностью одновременного обслуживания десятков летательных аппаратов, построили высокозащищенные укрытия для авиационной техники.
По оценкам экспертов, Хмеймим способен разместить и подготовить к боевой работе гораздо больше самолетов, чем базируется там сейчас. И даже больше, чем в пиковый период нанесения ударов по террористическим группировкам.
“Самолеты можно спрятать в надежных укрытиях, — подчеркивает эксперт. — В спецсооружениях также складируют запасы топлива, ракет, боеприпасов, есть вся необходимая техника для подвоза ракетно-артиллерийского вооружения. Известно, что в самые напряженные моменты гражданской войны самолеты делали по несколько вылетов в сутки с полной боевой загрузкой”.
С точки зрения тылового обеспечения российским военным создали довольно комфортные условия. Питаются они в основном привозными продуктами, но в рацион под строгим санитарным контролем добавляют и местное продовольствие.
Новый участок земли, выделенный сирийским правительством России, предназначен в первую очередь для строительства медицинского оздоровительного комплекса.
“Центр, вероятно, будут использовать не только военнослужащие, находящиеся в Сирии в служебной командировке, но и вообще Вооруженные силы России, — отмечает Мураховский. — Известно, что для наших военных зарубежные курорты закрыты. А сирийское побережье Латакии — райское место. Сюда приезжают даже из Арабских Эмиратов. Местные вряд ли будут посещать этот комплекс, у них и так есть все возможности для отдыха на море”.
Как бы то ни было, за пять лет авиабаза Хмеймим из небольшого аэродрома с несколькими ангарами и терминалом превратилась в настоящий город с улицами и площадями, даже со сквером. Улицы названы в честь героев сирийской операции или известных военачальников: Героев России генерала Валерия Асапова, летчиков Олега Пешкова и Романа Филипова, погибших в Сирии, Героя СССР генерала армии Василия Маргелова.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
Без форсажей
Подведем итоги. Как минимум основные и наиболее важные радиоэлектронные и бортовые системы Су-57 уже испытаны и прошли проверку в боевых условиях. Проблемой остаются только двигатели АЛ-41Ф-1. Но в Сирии Т-50 выполняли боевые задачи и на старых АЛ-41.
Как быстро ВКС России начнут получать новые самолеты? Судя по всему, Минобороны возьмет некоторую паузу. Основные работы будут идти в лидерном авиационном полку, личный состав которого первым получит Су-57.
Помимо ввода в строй и освоения машин, как уже было сказано выше, нужно существенно менять организационно-штатную структуру полка. Для специалистов, работающих со сложным радиоэлектронным оборудованием, надо будет разработать и отладить программу обучения.
Также необходимо протестировать наземное оборудование. А это различные ремонтные станции и мастерские, комплексы обслуживания двигателей и радиоэлектронного оборудования, подвижные авиаремонтные мастерские. При этом речь идет не только о стационарном оборудовании, но и о мобильных изделиях, установленных на машинах и прицепах.
Потому с большой долей вероятности можно говорить, что массовые поставки начнутся не раньше 2022 года, а скорее всего и позже. Но пока у ВКС России достаточно современных и надежных истребителей Су-30СМ и Су-35. Поэтому с вводом в строй Су-57 можно не спешить, а выполнить все работы максимально аккуратно.
Морская работа для роботов
По словам собеседников «Известий», в настоящее время решается, какие поисково-спасательные суда из состава ЧФ будут привлечены к участию в операции. В случае необходимости они будут направлены к берегам Сирии. Переход займет несколько дней. После обследования дна с помощью необитаемых аппаратов и установления степени повреждения самолета будет принято решение о его полном или частичном подъеме. Работа облегчается тем, что глубина в месте падения истребителя не превышает 17 м. Это позволяет при необходимости задействовать не только беспилотники, но и водолазов. В настоящее время на месте катастрофы уже работают водолазы и специальные корабли российской военно-морской базы в Тартусе. Собеседники «Известий» не исключают, что подъем самолета может быть осуществлен уже имеющимися в Сирии средствами.
Ранее ЧФ уже проводил у берегов Сирии операции по поиску разбившихся самолетов. С помощью подводных необитаемых аппаратов были найдены и подняты на поверхность бортовые самописцы и секретное оборудование с истребителей Су-33 и МиГ-29 из состава авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов».
Продолжительность операции по поиску и подъему вряд ли займет больше недели, поскольку истребитель упал рядом с берегом и зафиксировано приблизительное место аварии, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков. По его словам, в первую очередь будут поднимать тела погибших и секретные блоки с электроникой.
— Скорее всего, для поисковых работ будут привлекаться спасательные суда Черноморского флота «Эпрон» и «Профессор Николай Муру», — рассказал «Известиям» Дмитрий Болтенков. — Им понадобится около трех дней, чтобы добраться до Латакии. Оба корабля недавно были модернизированы и получили высокотехнологичное поисковое и спасательное оборудование. В том числе у них на борту есть беспилотные подводные аппараты. С этих платформ также могут работать водолазы.
Если самолет не разломился от удара об воду, то его будут поднимать целиком, добавил эксперт.
— Тогда понадобится плавкран или вспомогательное судно для работы с тяжелым крупногабаритным грузом, например КИЛ-158, который недавно был замечен в Тартусе, — отметил Дмитрий Болтенков.
Су-57 (заводской индекс Т-50, перспективный авиакомплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ имени П.О.Сухого. Предназначен для уничтожения воздушных, а также наземных и надводных систем противника. Ожидается, что к 2020 году Су-57 станет основным продуктом компании на рынке авиационной техники. Самолет пока не передан на вооружение российской армии. Широкой общественности он демонстрировался на авиасалоне МАКС.
По сравнению с самолетами четвертого поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Су-57 имеет заметно облегченное управление, отмечал в интервью журналу «Популярная механика» заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Су-57 и выполнивший на нем основной объем испытаний. При этом для пилотов машин пятого поколения требования к физической подготовке выше. Серьезнее нагрузка и на пилота как на оператора, подчеркивал Богдан. «Номенклатура вооружения самолета четвертого поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Су-57 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения», — пояснил летчик. По его словам, на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна, главное — управление оружием.
По предположительным расчетам, длина истребителя Су-57 составляет 19,7 м, размах крыла — 14 м, вес — 18,5 т. Экипаж — один человек. Максимальная скорость — 2600 км/ч. Истребитель сможет находиться в воздухе до шести часов и нести боевую нагрузку от 1,3 до 10 т. Кроме того, Су-57 способен нести вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — земля». Стоимость программы разработки — 60 млрд руб. (или $2,8 млрд).
Прямыми конкурентами Су-57 считаются американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 и F-35 Lightning II, отметил в разговоре с РБК летчик-испытатель ОКБ имени П.О.Сухого Игорь Вотинцев. Однако детально сравнить эти истребители вряд ли возможно, так как их характеристики тщательно скрываются, отметил он.
Американский военный эксперт, аналитик Центра военно-морской аналитики (Center for Naval Analyses) Сэмюэль Бендетт отмечает, что в действительности эти самолеты находятся в одном и том же «весовом классе» — обладают аналогичными характеристиками при проектировании и требованиями к полетам. «Пока рано говорить, что какой-то из этих истребителей лучше. Это станет понятно, после того как российский самолет начнет выполнять разного рода миссии в поддержку российских вооруженных сил, как это делают F-22 и F-35. Какой из истребителей эффективнее, докажут только реальные военные миссии», — подчеркнул эксперт.
F-22 Raptor — первый состоящий на вооружении истребитель пятого поколения. Его разработчики — американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Истребитель предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. F-22 эксплуатируется с 15 декабря 2005 года. Стоимость программы разработки — $66,7 млрд (вместе со стоимостью серийного производства — $74 млрд).
Длина самолета — почти 19 м, размах крыла — 13,5 м, максимальная скорость — 2410 км/ч, экипаж — один человек, максимальная масса — 38 т, максимальная нагрузка — 10,37 т, перегоночная дальность — 3220 км, боевой радиус — 760 км. F-22 вооружен 20-миллиметровой пушкой, ракетами класса «воздух — воздух», а также корректируемыми бомбами. Он совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами.
Lockheed Martin F-35 Lightning II — cемейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin. Истребитель находится в серийном производстве, эксплуатируется с 2012 года. Существуют три варианта этого самолета: наземный — для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — для корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, палубный истребитель — для нужд ВМС США.
Стоимость разработки — более $55 млрд. Американская «Молния» способна нести вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — земля».
Российское Минобороны действительно прогоняет все опытные образцы через Сирию, напомнил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Помимо получения «реального опыта» для российской авиации это хорошая реклама, отметил эксперт.
Рекламный ход рассчитан в первую очередь на Индию, считает Фролов. «На индийском рынке активничает Lockheed Martin. Кроме того, с Индией есть сложности по проекту FGFA [российско-индийский проект по созданию истребителя пятого поколения]. Публичный запуск в прошлом году Cу-57 и его отправка в Cирию — это шаг, направленный на то, чтобы убедить индийцев, что FGFA — это проект реальный и прототип его активно летает и даже работает в зоне боевых действий», — пояснил собеседник РБК.
Сирийский невидимка
Хотя Воздушно-космические силы России еще не получили ни одного серийного Су-57, опытные Т-50 уже приняли участие в боевых действиях. Известно как минимум о двух командировках машин в Сирию. Одна состоялась весной, вторая осенью прошлого года.
Первый визит Т-50 на авиабазу «Хмеймим» занял всего несколько дней. Позже Минобороны признало, что истребители провели боевые пуски крылатых ракет. Но по данным источников «Военно-промышленного курьера», помимо этого самолеты нанесли несколько ударов по позициям боевиков. Применялись высокоточные авиационные средства поражения.
Про вторую командировку стало известно совершенно случайно. На одном из коммерческих космических снимков авиабазы «Хмеймим» был запечатлен Т-50. Российское военное ведомство вынужденно признало, что прошли еще одни боевые испытания новейших истребителей. По данным «Военно-промышленного курьера», вторая командировка была продолжительнее предыдущей. Помимо вооружения и прицельных систем, проверялась работа бортового оборудования новейшего истребителя.
Можно сделать выводы, что как минимум комплекс вооружения, оптико-электронные системы, а также авиационные средства поражения прошли проверку на борту Т-50. Также следует отметить вторую командировку «пятидесятых» в Сирию. Машины совершили перелет до Арабской Республики и действовали там скрытно. В иностранных средствах массовой информации не появилось ни одного сообщения о повторном развертывании на авиабазе «Хмеймим» новейших истребителей. А также не было информации и о их боевой работе.
И это несмотря на то, что в районе действуют американские и израильские самолеты ДРЛО, наземные и воздушные средства радиотехнической разведки.
Все это говорит о том, что возможности российского истребителя быть невидимым вовсе не фантазия: новейшая боевая машина оказалась крепким орешком для современных радиоэлектронных средств обнаружения.
Также в прошлом году стало известно, что испытания прошел уникальный радиолокационный комплекс, установленный на борту Т-50. Речь идет о нескольких антеннах, размещенных на фюзеляже и крыльях истребителя, которые обеспечивают полный круговой обзор. При этом противника истребитель может видеть на расстоянии сотни километров.
Точное местоположение антенн не разглашается. Известно, что они плотно вписаны в обводы машины и не снижают аэродинамические качества фюзеляжа и крыльев. Предположительно одна антенна находится в хвостовой части между двигателями и отвечает за обзор задней полусферы.
Две другие антенны размещены в законцовках крыльев истребителя. Их задача – вести наблюдение с боковых направлений.
Не исключено, что в Сирии при наличии в воздухе иностранных боевых самолетов и бортов дальнего радиолокационного обнаружения прошел реальную проверку и радиолокационный комплекс.
Рано улетели
11 декабря президент Владимир Путин посетил российскую военную базу Хмеймим и приказал приступить «к выводу российской группировки войск в пункты их постоянной дислокации». Он отметил, что задача, которая стояла перед российскими военными, была «в целом решена, решена блестяще». Главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Сергей Суровикин заявил тогда, что Сирию покинут 23 российских самолета, вывод группировки займет около месяца.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко назвал решение президента о сокращении группировки поспешным. «Реалии показывают, что не надо торопиться с провозглашением победы ради предвыборной кампании. Буш-младший объявил победу в Ираке, и после этого началось все самое интересное», — подытожил он.
После приказа президента о выводе войск из Сирии боевики совершили там несколько атак на российские военные объекты и россиян.
В частности, в новогоднюю ночь террористы напали на авиабазу Хмеймим с помощью восьми дронов. В момент нападения БПЛА системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) не работали, чтобы не мешать полетам авиации. В результате погибли два человека, были повреждены четыре самолета и два вертолета, взорван склад с боеприпасами. Минобороны факт атаки подтвердило, но то, что она была с использованием дронов, опровергло.
Еще одна атака БПЛА произошла спустя несколько дней, в ночь на 6 января. На сей раз объектом удара стала не только база Хмеймим, но и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Об этом официально сообщило Минобороны. При атаке использовались 13 беспилотников. Семь из них были уничтожены ракетно-пушечными комплексами «Панцирь», а остальные российским специалистам из подразделений радиоэлектронной борьбы удалось взять под свой контроль, утверждало российское оборонное ведомство.
Вечером 3 февраля стало известно, что в провинции Идлиб боевики сбили российский штурмовик Су-25, летчик смог катапультироваться, но погиб во время боя с террористами на земле.