Ракетные катера типа «Молния» проекта 1241
Ракетные катера типа «Молния» проекта 1241
33 ед. Заказано |
33 ед. Построено |
1975-1986 гг. Годы постройки |
1979 – . гг. Годы службы |
Приморский ССЗ Хабаровский ССЗ Средне-Невский ССЗ Место строительства |
- 2 × маршевых ГТД М-75;
- 10000 л.с..
- 2 × форсажных ГТД М-70;
- 24000 л.с..
41 чел. Общая численность |
5 чел. Офицеры |
- 1х1 76 мм АК-176М -316 выстрелов;
- 2х1 30 мм АК-630М – 6000 выстрелов;
- Система управления огнём МР-123 «Вымпел».
- 2х2 ПУ ПКРК «Термит» (4 ПКР П-15М) , для проекта 1241РЭ (4 ПКР П-20).
- 1х4 ПУ ЗРК «Стрела-3» – 16 ЗУР.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Описание конструкции
- 2.1 Корпус
- 2.2 Энергетическая установка
- 2.3 Рулевое устройство
- 2.4 Мореходность
- 2.5 Спасательные устройства
- 2.6 Экипаж и обитаемость
- 3 Вооружение
- 3.1 Противокорабельное вооружение
- 3.2 Зенитно ракетное вооружение
- 3.3 Артиллерийское вооружение
- 3.4 Радиотехническое вооружение
- 3.5 Навигационное вооружение
- 3.6 Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
- 3.7 Система государственного опознавания
- 4 Построенные корабли
- 4.1 Различия проектов 1241.1 и 1241РЭ
- 4.2 Список кораблей входивших в состав флота СССР
- 5 См.Также
- 6 Литература и источники
- 7 Галерея
Современная история кораблей проекта 1241
Первые корабли проекта 1241.1 строились на советских верфях вплоть до 1980 года. До этого все суда оснащались старыми газотурбинными двигателями, которые не отличались высокой экономичностью и не обладали той гибкостью в режимах работы, которая была необходима кораблям этого класса. В начале 80-х годов промышленность освоила новый тип двигателя — дизельные газотурбинные установки, способные обеспечить кораблям широкий скоростной диапазон и свободу маневра.
Проект 1241 в отличие от других технических решений отличался многообразием проведенных модернизаций. Ни один корабль, находившийся в составе ВМФ СССР, не менял столько раз свое основное вооружение. На серийных судах этого проекта главный калибр менялся трижды. Сначала проектировались корабли под 2 пусковые установки ПКР «Москит». В реальности, первые спущенные на воду суда, оснащались противокорабельными ракетами П-15М «Термит» в той же конфигурации. Корабли, строящиеся на экспорт, оснащались ПКР «Термит» в экспортном варианте исполнения П-20М. Далее на новые суда, отправляемые за рубеж, устанавливались ракетные комплексы с ракетами «Уран». Новейшая версия ракетного корабля уже имела 4 пусковые установки по 4 ПКР «Уран» в каждой.
Отечественные боевые единицы последнего поколения стали получать на вооружение новейшие противокорабельные комплексы «Москит». Каждый ракетный корабль теперь мог нести 4 ПКР «Москит». Дальность обнаружения целей увеличилась до 150 км, а сама ракета могла поразить цель на расстоянии 120 км. Высота полета снаряда составляла всего 20 м над уровнем воды, что соответственно делало ее труднозаметной для корабельной ПВО. Скорость полета противокорабельной ракеты составляла 2Мах. На таком расстоянии и при такой скорости полета снаряда ни одна из существующих на сегодняшний день систем корабельной ПВО не может вовремя среагировать на опасность.
В современных условиях, когда ВМФ России испытывает трудности с переоснащением корабельного состава, ракетные корабли последних модификаций проекта 1241 продолжают нести бремя военной службы. В начале нулевых на вооружении российского флота находилось не более 25 кораблей этого типа. Проект 1241 получивший дальнейшее развитие в виде кораблей проекта 12418 «Тарантул-3» являются боеспособными единицами Черноморского и Тихоокеанского флота. На Балтике осталось всего несколько кораблей этого типа, которые находятся в различной степени технического износа.
Наиболее современные суда, спущенные на воду в середине 90-х годов, продолжают оставаться основными боевыми кораблями в ВМС Вьетнама и Туркмении. Военно-морские силы Индии, начиная с 2000 года, перешли на собственное строительство крупных военных судов, переведя ракетные корабли советского проекта в разряд учебных.