Подводные лодки проекта 949А; Антей: история создания, описание и характеристики
Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики
Подводные крейсера проекта 949А «Антей» — это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.
Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.
С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.
Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.
Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».
Что представляют собой советские подводные ракетные крейсера
Подводные атомные ракетоносцы или ПЛАРК являются уникальными в своем роде боевыми кораблями. По огневой мощи и по своим тактико-техническим характеристикам советским кораблям не было аналогов в мировой истории кораблестроения. Разработкой подводных ударных ракетоносцев с ядерной силовой установкой начали заниматься еще в конце 60-х годов. Успехи, достигнутые советскими конструкторами и судостроителями в области постройки крупных подводных кораблей, давали надежду на успешную реализацию этой задачи.
Новым проектом предусматривалось строительство подводных атомоходов нового класса –ракетные подводные крейсера. Таким образом, планировалось дать асимметричный ответ авианосным соединениям флота вероятного противника. Корабли должны были заменить устаревшие советские субмарины проекта 659 и 675, которые в новых условиях противостояния не обладали необходимыми техническими и технологическими параметрами. Главными критериями, которым должны были отвечать подводные лодки проекта 949, позже проект 949А, были следующие:
- повышенная скрытность;
- высокая скорость подводного хода;
- наличие на борту всех возможных ударных средств вооружения;
- увеличенный боезапас;
- высокий уровень безопасной эксплуатации.
По своей сути – родившийся в недрах Центрального конструкторского бюро «Рубин» проект подводных ракетных крейсеров, представлял собой боевую пусковую платформу для ударного ракетного комплекса. Вишенкой на торте должен был стать дальнобойный ударный ракетный комплекс, обеспечивающий подводный старт крылатых противокорабельных ракет нового поколения. Предполагалось, что новая подлодка должна будет иметь на борту два десятка подобных ракет, быть технически готовой вести залповую стрельбу из подводного положения. Планировалось построить для оснащения Северного и Тихоокеанского флота 20 кораблей этого класса. Головную лодку проекта 949 заложили в 1978 году и уже через два года, в декабре 1980 года первый атомный подводный ракетный крейсер под номером К-525 вошел в строй. Следом в состав флота вошла еще одна субмарина этого проекта, после чего было принято решения вести строительство советских атомоходов по усовершенствованному проекту, получившему шифр 949А «Антей».
В западной классификации корабли получили шифр «Oskar-II», став на последующие годы настоящим кошмаром для американских авианосных ударных групп.
Первая лодка проекта 949А К-148 была заложена на судостроительном предприятии ПО «Севмаш», г. Северодвинск в 1982 году. Через три года новый ПЛАРК спустили на воду, а еще через год Северный флот пополнился новым подводным ракетоносцем. Всего за 10 неполных лет в Советском Союзе было построено и заложено 11 кораблей этого типа. В советскую эпоху в строй вошло 6 атомных субмарин.
Упоминания в прессе
11 ноября 2015 года случайно был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6» с дальностью хода 10000 км, глубиной хода 1000 метров и калибром 1,6 метра близкого по характеристике и тактике применения к Т-15, носителем торпеды назван АПЛ 09852 «Белгород» наряду с АПЛ 09851 «Хабаровск», а назначение в катастрофическом поражении прибрежных городов [11] [12] [13] в качестве своеобразного «оружия ответного удара» (second-strike weapon).
![]() | |
BELGOROD | |
(Project 09852 Special mission submarine) | |
![]() | http://cs629630.vk.me/v629630713/2c91b/QI-OhZDuuAE.jpg |
---|
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только «Статуса-6», но и для АГС проекта 18511 «Палтус», для глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети подводных датчиков «Шельф». [14]
Закладка корабля состоялась в феврале 1986 года на «Севмаше» под заводским номером 636. Была зачислена в списки кораблей ВМФ 10 марта 1987 года и классифицирована как атомная подводная лодка.
В декабре 1988 года спущена на воду, в апреле 1989 года был осуществлён первый запуск реактора [2] .
С 1990 по 1991 год находилась на ремонте в Северодвинске.
3 июня 1992 года переклассифицирована в атомный подводный крейсер.
6 апреля 1993 года получила название «Воронеж» в связи с установлением над ней шефства администрации г. Воронеж.
В апреле 1995 г. вместе с однотипным крейсером «Орёл» провел совместное плавание с решением задачи взаимного обнаружения цели при помощи ГАК.
В 1996—1999 гг. крейсер предпринял три автономных похода на боевую службу (февраль — март 1996 г., февраль — апрель 1997 г., август — октябрь 1997 г.).
Во время первой боевой службы в Средиземном море крейсер обеспечивал действия отряда кораблей ВМФ РФ во главе с ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
С 22 по 26 июня 1999 г. крейсер принял участие в стратегических командно-штабных учениях «Запад-99», во время которых провёл практические ракетные стрельбы.
В 2006 году прибыл на предприятие «Звёздочка» для аварийного ремонта главной турбины, а также замены активных зон атомного реактора [3] . В декабре 2008 года поставлен в док-камеру [2] . В марте 2009 года начались ремонт и модернизация [4] . 26 мая после прохождения курса восстановления технической готовности с элементами среднего ремонта состоялся спуск на воду и перевод к достроечной набережной [5] [2] [6] .
В ноябре 2011 года по итогам проведённых работ срок службы крейсера продлён на 3,5 года [3] . Корабль вернулся в пункт постоянной дислокации в марте 2012 года [7] .
8 июня 2014 года крейсером «Воронеж» был спасён в Белом море экипаж маломерного катера «Баренц-1100», у которого при попытке обойти район с неблагоприятными метеоусловиями закончилось топливо [8] .
В сентябре 2014 года, участвуя в тактических учениях разнородных сил Северного флота, крейсер выполнил одиночную стрельбу из подводного положения по надводной морской цели крылатой ракетой «Гранит» [9] .
В октябре 2017 года успешно выполнил ракетную стрельбу противокорабельной крылатой ракетой «Гранит» по условной цели в районе архипелага Новая Земля [10] .
Оценка проекта
Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».
Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.
В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.
Что представляют собой советские подводные ракетные крейсера
Подводные атомные ракетоносцы или ПЛАРК являются уникальными в своем роде боевыми кораблями. По огневой мощи и по своим тактико-техническим характеристикам советским кораблям не было аналогов в мировой истории кораблестроения. Разработкой подводных ударных ракетоносцев с ядерной силовой установкой начали заниматься еще в конце 60-х годов. Успехи, достигнутые советскими конструкторами и судостроителями в области постройки крупных подводных кораблей, давали надежду на успешную реализацию этой задачи.
Новым проектом предусматривалось строительство подводных атомоходов нового класса –ракетные подводные крейсера. Таким образом, планировалось дать асимметричный ответ авианосным соединениям флота вероятного противника. Корабли должны были заменить устаревшие советские субмарины проекта 659 и 675, которые в новых условиях противостояния не обладали необходимыми техническими и технологическими параметрами. Главными критериями, которым должны были отвечать подводные лодки проекта 949, позже проект 949А, были следующие:
- повышенная скрытность;
- высокая скорость подводного хода;
- наличие на борту всех возможных ударных средств вооружения;
- увеличенный боезапас;
- высокий уровень безопасной эксплуатации.
По своей сути – родившийся в недрах Центрального конструкторского бюро «Рубин» проект подводных ракетных крейсеров, представлял собой боевую пусковую платформу для ударного ракетного комплекса. Вишенкой на торте должен был стать дальнобойный ударный ракетный комплекс, обеспечивающий подводный старт крылатых противокорабельных ракет нового поколения. Предполагалось, что новая подлодка должна будет иметь на борту два десятка подобных ракет, быть технически готовой вести залповую стрельбу из подводного положения. Планировалось построить для оснащения Северного и Тихоокеанского флота 20 кораблей этого класса. Головную лодку проекта 949 заложили в 1978 году и уже через два года, в декабре 1980 года первый атомный подводный ракетный крейсер под номером К-525 вошел в строй. Следом в состав флота вошла еще одна субмарина этого проекта, после чего было принято решения вести строительство советских атомоходов по усовершенствованному проекту, получившему шифр 949А «Антей».
В западной классификации корабли получили шифр «Oskar-II», став на последующие годы настоящим кошмаром для американских авианосных ударных групп.
Первая лодка проекта 949А К-148 была заложена на судостроительном предприятии ПО «Севмаш», г. Северодвинск в 1982 году. Через три года новый ПЛАРК спустили на воду, а еще через год Северный флот пополнился новым подводным ракетоносцем. Всего за 10 неполных лет в Советском Союзе было построено и заложено 11 кораблей этого типа. В советскую эпоху в строй вошло 6 атомных субмарин.
Версии
Проект 949 Гранит (Оскар I)
Две подводные лодки проекта 949 « Гранит» были построены в Северодвинске с 1975 по 1982 год и закреплены за Советским Северным флотом . К-525 заложен в 1975 году, К-206 – в 1979 году. После постройки первых двух подводных лодок производство продолжилось усовершенствованным проектом 949А « Антей» . Обе подводные лодки проекта 949 были списаны в 1996 году и списаны в 2004 году.
Проект 949А Антей (Оскар II)
В Северодвинске было достроено одиннадцать подводных лодок проекта 949А « Антей» , из которых пять были переданы Советскому Северному флоту. На каком-то этапе планировалось разработать новое четвертое поколение, продолжающее проект 949А, но позже от этого плана отказались. Внешние различия между двумя классами заключались в том, что класс 949A примерно на 10 метров (33 фута) длиннее своего предшественника (примерно 154 метра, 505 футов, а не 143 метра, 469 футов), обеспечивая пространство и плавучесть для улучшенной электроники и более тихой силовой установки. .
Некоторые источники предполагают, что акустические характеристики класса Oscar II выше, чем у раннего класса Akula, но уступают классу Akula II, а также последующих (4-го поколения) дизайнам. Он также имеет плавник большего размера, а его пропеллеры имеют семь лопастей вместо четырех.
Как и все советские образцы, построенные после Второй мировой войны, они имеют двойную конструкцию корпуса . Точно так же, как и другие конструкции советских подводных лодок, у проекта 949 есть не только мост, открытый для элементов на верхней части паруса, но и для использования в ненастную погоду есть закрытый мост впереди и немного ниже этой станции. Отличительный знак – небольшая выпуклость в верхней части плавника. Большая дверь по обе стороны от плавника достигает этой выпуклости. Они шире вверху, чем внизу, и закреплены на шарнирах внизу. Федерация американских ученых сообщает , что эта подводная лодка несет аварийное покидание экипажа капсулу; возможно, эти двери закрывают его. Спасательная капсула ВСК рассчитана на 110 человек.
Проект 949АМ
Модернизация подводных лодок проекта 949А, впервые объявленная Минобороны России в 2011 году. В рамках модернизации на подводных лодках будут заменены 24 противокорабельные ракеты П-700 Гранит на 72 более новые 3М-54 Калибр или П-800 Оникс. противокорабельные крылатые ракеты. Модернизация не требует изменения конструкции корпуса, поскольку новые ракеты будут помещаться в существующие пусковые установки за пределами прочного корпуса. Модернизированные лодки также получат модернизированные системы боевой информации «Омнибус-М» и «Симфония-3.2», а также новую систему управления огнем, средства связи, гидроакустические, радиолокационные и электронные средства перехвата. Целью модернизации является доведение подводных лодок до того же технологического уровня, что и российские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами нового поколения класса «Ясень ».
Проект 09852
В декабре 2012 года началось строительство исследовательской и спасательной подводной лодки специального назначения проекта 09852 на базе незавершенной подводной лодки проекта 949А (класс «Оскар II») « Белгород» . Сообщается, что подводная лодка предназначена для перевозки как пилотируемых (например, сверхмалых подводных лодок проекта 18511), так и беспилотных (например, Klavesin-1R) подводных судов. Тем не менее, при проведении небольших беспилотных подводных аппаратов (UUVs) можно было бы как есть на Оскар класса корпуса, размещение в сверхмалой подводной лодки , таких как проект 18511 Paltus или даже большего проекта 10831 Losharik , вероятно , потребует значительного расширения корпуса для размещения стыковочного отсека. Например, длина подводной лодки БС-64 « Подмосковье» была увеличена на 9 метров (30 футов), хотя ракетный отсек БРПЛ был полностью удален.
Белгород , как сообщается, будет использоваться в качестве носителя известного по слухам « Посейдон» ( по классификации НАТО – « Каньон» ) неуправляемого подводного беспилотного устройства с ядерным оружием и ядерным вооружением, способного нести ядерную боеголовку мощностью 100 Мт, при этом по крайней мере четыре таких устройства будут нести горизонтально вместо 24-х. Пусковые установки P-700 Granit (SS-N-19 Shipwreck ) общей мощностью 600 мегатонн .
Предполагается, что длина Белгорода составит 184 метра (604 фута), что сделает его самой длинной подводной лодкой в мире.
23 апреля 2019 года Белгород спустили со стапеля во время церемонии на судостроительном заводе Севмаш, которую президент России Владимир Путин смотрел по телеканалу. Дальнейшие работы будут завершены на плаву, а заводские и государственные испытания АПЛ планируется начать в 2020 году после передачи ВМФ России.
Заложена на ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) 24 июля 1992 года под заводским номером 664 [3] . 6 апреля 1993 года переименована в «Белгород» [3] . В некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю. Позже эта информация не подтвердилась. [4]
16 мая 1994 года исключена из ВМФ и законсервирована [3] [5] .
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», принято решение о возобновлении строительства [3] [5] .
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей [5] . Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе [5] .
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год [5] . Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить в состав ВМФ России, готовность оценивалась в 80 % [6] [7] .
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень» [8] . В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» — достраивается по специальному проекту [1] . 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852 [4] [9] .
Во время достройки и переделки длина подлодки увеличилась со 154 до 184 метров. Это почти на 11 метров больше длины подводных лодок проекта 941 «Акула», считающихся самыми большими в мире.
Передача подлодки ВМФ России планируется в 2018 году [10] .
Командиры
- 1988—1996: гвардии кап. 1 ранга Кизилов В. А.
- 1996—1999: гвардии кап. 1 ранга Ефимов Н. А.
- 1999—2002: гвардии кап. 1 ранга Сидоров И. Н.
- 2002—2005: гвардии кап. 1 ранга Покрасов А. В.
- 2005—2006: гвардии кап. 1 ранга Ляпин Руслан Фуадович [11] .
- 2006—2007: гвардии кап. 1 ранга Шульга П. Н.
- 2007—2016: гвардии кап. 1 ранга Журов В. А. [1][2]
- 2016—2017: гвардии кап. 2 ранга Кузнецов А.А.
- 2017- по наст. время гвардии кап. 1 ранга Абрамов А. Л.
Командиры 2-го экипажа
- 1991—1997 г. — кап. 1 ранга Ежов С. Н.
- 1997—1998 г. — кап. 1 ранга Абрамов К. К.
- 1998—2001 г. — кап. 1 ранга Якуби́на О. Г. [12]