33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шпага – оружие чести

Шпага – оружие чести

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

  1. Устройство шпаги
  2. Особенности шпаги
  3. Заключение
  4. Видео

“К барьеру, сударь!” или что нам известно о русских дуэлях

Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно изначально французскому балету и изобретенным в древней Индии шахматам она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали яркими национальными особенностями. Вернее сказать, особенностями национальной элиты, дворянства. Поскольку дуэль – сугубо элитарный, аристократичный формат “разборок”)))

Русское дворянство сформировалось как особая социальная прослойка, закрытое, “светское” общество. И, как в любом обществе, в нем были свои особые ценности, главная из которых – дворянская честь. Рассуждаем дальше: если имеется ценность, значит, всегда найдутся те, кто на нее посягают))) И от этих самых посягательств нужно каким-то образом защищаться. Желательно с оружием в руках и чтобы “защитника” при этом не сочли преступником и убийцей. Все эти умозаключения и объясняют причину существования “судов чести” – дуэлей, правила и особенности которых мы рассмотрим по порядку.

“Дуэль” художник И.Е. Репин

Цель дуэли – защита поруганной чести

Не убийство. Не зрелищное представление. И даже не разрешение спора (хотя после состоявшегося поединка конфликт так или иначе прекращался). Только защита чести и достоинства от посягательств со стороны обидчика. И потому, перестрелки ковбоев на Диком Западе, хольмганг викингов или потасовки с гопниками к дуэли не имеют ни малейшего отношения.

Сам факт состоявшейся дуэли говорил о том, что обе стороны конфликта отстояли свою честь, независимо от исхода. И потому, чаще всего, русские дуэли завершались без летального исхода.

Так, язвительный и вспыльчивый А.С. Пушкин, по меньшей мере, 30 раз бросал или получал вызов на дуэль. Большая часть из этих поединков вообще не состоялись: общие друзья повздоривших дуэлянтов умудрялись их примирить. И лишь последняя дуэль великого поэта закончилась гибелью одного участника и ранением другого. В дуэли важна была сама готовность сражаться, а не убийство оппонента. Не явиться же на дуэль было позором.

В дуэли на пистолетах очень часто вообще стреляли в воздух, после чего представители высшего сословия благополучно мирились и нередко общались между собой, как ни в чем не бывало. Вот такие интересные персонажи были эти аристократы)))

Для дуэли обязательно использование оружия

Казалось бы, если смерть соперника не является главной целью этого грандиозного мероприятия, зачем вообще нужно оружия? Быть может, прав Иван Игнатьевич – персонаж “Капитанской дочки” уже упомянутого А.С Пушкина:

«Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте, он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро бы уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем, я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?»

И пускать в ход оружие – означало признать соперника равным себе. Кулаком, палкой, табуреткой и прочими подручными средствами дерутся пьяницы в кабаке, чернь, но только не благородное сословие! По этой же причине столь оскорбительны были брошенная в лицо перчатка или отвешенная пощечина. Так что без оружия дуэли быть не могло.

В русской дуэли принимают участие два человека

Слово “дуэль” происходит от латинского “duo” – “два. И что в дуэли участвуют лишь два недруга, казалось бы, совершенно очевидно. Но не для всех!))) Скажем, французы, излюбленным оружием которых была шпага, в XVIII веке сражались вместе с секундантами. Правда, не “стенка на стенку”, а вполне культурно, разбившись на пары. И фехтовали, как и во всей Европе, до первой крови. То есть малейшей царапины достаточно, чтобы стороны конфликта посчитали свою честь удовлетворенной.

В России же клинками орудовали до тех пор, пока один из соперников не “выйдет из строя”. После каждого ранения бой прерывался и врач осматривал пострадавшего, после чего выносил вердикт: сможет этот горемыка сражаться дальше или пора звонить в неотложку))) Так что в России традиционный для дуэли выбор между клинком и пистолетом обуславливался не только уровнем владения тем или иным оружием, но и серьезностью намерений.

В дуэли с применением “огнестрела”, как мы уже выяснили, возможен бескровный исход поединка, в дуэли на саблях или шпагах “голубая кровь” должна была пролиться непременно. Впрочем, мы немного отвлеклись.

Дуэль Арамиса и Рошфора. Кадр из отечественного сериала “Три мушкетера” (2013 г.)

В русской дуэли участвовали только два человека, секундантам лишь отводилась роль организаторов, дипломатов, до последнего пытающихся помирить дуэлянтов, и свидетелей, которые в случае нежелательного исхода боя подтвердят, что дворянин пал в честном поединке, а не был убит, скажем, ударом в спину. Также неизменными спутниками дуэлянтов были врачи, готовые на месте оказать задирам медицинскую помощь.

Стрелять лучше. вторым.

Итак, представим, что участники дуэли пришли в условленное место, секунданты проверили оружия и отсчитали в шагах необходимое расстояние. Шансов на примирение нет, да и участники поединка этого не желают. И вот дуэлянты, заняв положенные места, начинают “сходиться”. Казалось бы, вполне логично в такой ситуации выстрелить первым, дабы побыстрее укокошить соперника и обезопасит себя от неприятельской пули? Не тут-то было!

Дуэльные пистолеты Лепажа. Творениями этого оружейника пользовался Пушкин в ходе своих многочисленных дуэлей.

Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от участника поединка железного хладнокровия, было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень.

Потому дуэлянты высокого класса не стреляли первыми, предпочитая возможность убить своего недруга наверняка. Или напугать его до чертиков и пафосно выстрелить в воздух. Так обычно поступал и бесстрашный Пушкин, оставаясь невредимым.

Однако со злополучным Дантесом дела обстояли несколько иначе: великий поэт из анонимной записки узнал об ухаживаниях француза за его женой, отчим же Дантеса получил от Пушкина письмо с оскорблениями. Ни о каком примирении и пальбе в воздух здесь не могло быть и речи, даже барьер был установлен минимальный – в 10 шагов. В своей последней дуэли Александр Сергеевич тоже стрелял вторым: уже получив смертельную рану он смог подняться и выстрелить, ранив своего обидчика.

Дуэлянт – заложник положения

Отношения к дуэлям и их участникам в Российской империи было весьма неоднозначным. С одной стороны, отказавшийся сражаться на дуэли дворянин был бы заклеймен как трус и ничтожество, став отщепенцем в глазах других аристократов. Однако если дуэлянт убьет своего “супостата” – его ждало всеобщее осуждение. Кроме того, в различные периоды на дуэли налагался запрет, нарушение которого влекло суровое наказание: ссылку, разжалование в чине и т.п. Вот и пойди разберись, как быть, если Вам бросили вызов и что вообще творилось в головах у счастливых обладателей “голубой крови”)))

Кстати, относительно недавно депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил легализовать дуэли и возродить дуэльный кодекс. Не иначе, стрелять хорошо умеет и кто-то досадил ему крепко)))

Читать еще:  Ядерный взрыв, виды, ударная волна и поражающие факторы, суть, последствия и воздействия, световое излучение и электромагнитный импульс

“К барьеру, сударь!” или что нам известно о русских дуэлях

Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно изначально французскому балету и изобретенным в древней Индии шахматам она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали яркими национальными особенностями. Вернее сказать, особенностями национальной элиты, дворянства. Поскольку дуэль – сугубо элитарный, аристократичный формат “разборок”)))

Русское дворянство сформировалось как особая социальная прослойка, закрытое, “светское” общество. И, как в любом обществе, в нем были свои особые ценности, главная из которых – дворянская честь. Рассуждаем дальше: если имеется ценность, значит, всегда найдутся те, кто на нее посягают))) И от этих самых посягательств нужно каким-то образом защищаться. Желательно с оружием в руках и чтобы “защитника” при этом не сочли преступником и убийцей. Все эти умозаключения и объясняют причину существования “судов чести” – дуэлей, правила и особенности которых мы рассмотрим по порядку.

“Дуэль” художник И.Е. Репин

Цель дуэли – защита поруганной чести

Не убийство. Не зрелищное представление. И даже не разрешение спора (хотя после состоявшегося поединка конфликт так или иначе прекращался). Только защита чести и достоинства от посягательств со стороны обидчика. И потому, перестрелки ковбоев на Диком Западе, хольмганг викингов или потасовки с гопниками к дуэли не имеют ни малейшего отношения.

Сам факт состоявшейся дуэли говорил о том, что обе стороны конфликта отстояли свою честь, независимо от исхода. И потому, чаще всего, русские дуэли завершались без летального исхода.

Так, язвительный и вспыльчивый А.С. Пушкин, по меньшей мере, 30 раз бросал или получал вызов на дуэль. Большая часть из этих поединков вообще не состоялись: общие друзья повздоривших дуэлянтов умудрялись их примирить. И лишь последняя дуэль великого поэта закончилась гибелью одного участника и ранением другого. В дуэли важна была сама готовность сражаться, а не убийство оппонента. Не явиться же на дуэль было позором.

В дуэли на пистолетах очень часто вообще стреляли в воздух, после чего представители высшего сословия благополучно мирились и нередко общались между собой, как ни в чем не бывало. Вот такие интересные персонажи были эти аристократы)))

Для дуэли обязательно использование оружия

Казалось бы, если смерть соперника не является главной целью этого грандиозного мероприятия, зачем вообще нужно оружия? Быть может, прав Иван Игнатьевич – персонаж “Капитанской дочки” уже упомянутого А.С Пушкина:

«Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте, он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро бы уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем, я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?»

И пускать в ход оружие – означало признать соперника равным себе. Кулаком, палкой, табуреткой и прочими подручными средствами дерутся пьяницы в кабаке, чернь, но только не благородное сословие! По этой же причине столь оскорбительны были брошенная в лицо перчатка или отвешенная пощечина. Так что без оружия дуэли быть не могло.

В русской дуэли принимают участие два человека

Слово “дуэль” происходит от латинского “duo” – “два. И что в дуэли участвуют лишь два недруга, казалось бы, совершенно очевидно. Но не для всех!))) Скажем, французы, излюбленным оружием которых была шпага, в XVIII веке сражались вместе с секундантами. Правда, не “стенка на стенку”, а вполне культурно, разбившись на пары. И фехтовали, как и во всей Европе, до первой крови. То есть малейшей царапины достаточно, чтобы стороны конфликта посчитали свою честь удовлетворенной.

В России же клинками орудовали до тех пор, пока один из соперников не “выйдет из строя”. После каждого ранения бой прерывался и врач осматривал пострадавшего, после чего выносил вердикт: сможет этот горемыка сражаться дальше или пора звонить в неотложку))) Так что в России традиционный для дуэли выбор между клинком и пистолетом обуславливался не только уровнем владения тем или иным оружием, но и серьезностью намерений.

В дуэли с применением “огнестрела”, как мы уже выяснили, возможен бескровный исход поединка, в дуэли на саблях или шпагах “голубая кровь” должна была пролиться непременно. Впрочем, мы немного отвлеклись.

Дуэль Арамиса и Рошфора. Кадр из отечественного сериала “Три мушкетера” (2013 г.)

В русской дуэли участвовали только два человека, секундантам лишь отводилась роль организаторов, дипломатов, до последнего пытающихся помирить дуэлянтов, и свидетелей, которые в случае нежелательного исхода боя подтвердят, что дворянин пал в честном поединке, а не был убит, скажем, ударом в спину. Также неизменными спутниками дуэлянтов были врачи, готовые на месте оказать задирам медицинскую помощь.

Стрелять лучше. вторым.

Итак, представим, что участники дуэли пришли в условленное место, секунданты проверили оружия и отсчитали в шагах необходимое расстояние. Шансов на примирение нет, да и участники поединка этого не желают. И вот дуэлянты, заняв положенные места, начинают “сходиться”. Казалось бы, вполне логично в такой ситуации выстрелить первым, дабы побыстрее укокошить соперника и обезопасит себя от неприятельской пули? Не тут-то было!

Дуэльные пистолеты Лепажа. Творениями этого оружейника пользовался Пушкин в ходе своих многочисленных дуэлей.

Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от участника поединка железного хладнокровия, было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень.

Потому дуэлянты высокого класса не стреляли первыми, предпочитая возможность убить своего недруга наверняка. Или напугать его до чертиков и пафосно выстрелить в воздух. Так обычно поступал и бесстрашный Пушкин, оставаясь невредимым.

Однако со злополучным Дантесом дела обстояли несколько иначе: великий поэт из анонимной записки узнал об ухаживаниях француза за его женой, отчим же Дантеса получил от Пушкина письмо с оскорблениями. Ни о каком примирении и пальбе в воздух здесь не могло быть и речи, даже барьер был установлен минимальный – в 10 шагов. В своей последней дуэли Александр Сергеевич тоже стрелял вторым: уже получив смертельную рану он смог подняться и выстрелить, ранив своего обидчика.

Дуэлянт – заложник положения

Отношения к дуэлям и их участникам в Российской империи было весьма неоднозначным. С одной стороны, отказавшийся сражаться на дуэли дворянин был бы заклеймен как трус и ничтожество, став отщепенцем в глазах других аристократов. Однако если дуэлянт убьет своего “супостата” – его ждало всеобщее осуждение. Кроме того, в различные периоды на дуэли налагался запрет, нарушение которого влекло суровое наказание: ссылку, разжалование в чине и т.п. Вот и пойди разберись, как быть, если Вам бросили вызов и что вообще творилось в головах у счастливых обладателей “голубой крови”)))

Кстати, относительно недавно депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил легализовать дуэли и возродить дуэльный кодекс. Не иначе, стрелять хорошо умеет и кто-то досадил ему крепко)))

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Читать еще:  Американцы сравнили гаджеты сил специальных операций России и США.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма. В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства. Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Менялись времена, совершенствовалось военное искусство, однако рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, разрешенного для публичного ношения. С середины XIX века рапира переходит в разряд церемониального, наградного и спортивного оружия. Вместо дуэлей, которые повсеместно были запрещены, появляются первые соревнования, во время которых участники меряются искусством владение шпагой. Главным результатом поединка является точный удар рапирой противника в область груди. Проигравший противник отдавал свою шпагу победителю в качестве символа утраты чести и признания своей вины.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Читать еще:  Агс 40: балкан - гранатомёт калибра 40 мм, тактико-технические характеристика (ттх), конструкция, темп стрельбы

“К барьеру, сударь!” или что нам известно о русских дуэлях

Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно изначально французскому балету и изобретенным в древней Индии шахматам она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали яркими национальными особенностями. Вернее сказать, особенностями национальной элиты, дворянства. Поскольку дуэль – сугубо элитарный, аристократичный формат “разборок”)))

Русское дворянство сформировалось как особая социальная прослойка, закрытое, “светское” общество. И, как в любом обществе, в нем были свои особые ценности, главная из которых – дворянская честь. Рассуждаем дальше: если имеется ценность, значит, всегда найдутся те, кто на нее посягают))) И от этих самых посягательств нужно каким-то образом защищаться. Желательно с оружием в руках и чтобы “защитника” при этом не сочли преступником и убийцей. Все эти умозаключения и объясняют причину существования “судов чести” – дуэлей, правила и особенности которых мы рассмотрим по порядку.

“Дуэль” художник И.Е. Репин

Цель дуэли – защита поруганной чести

Не убийство. Не зрелищное представление. И даже не разрешение спора (хотя после состоявшегося поединка конфликт так или иначе прекращался). Только защита чести и достоинства от посягательств со стороны обидчика. И потому, перестрелки ковбоев на Диком Западе, хольмганг викингов или потасовки с гопниками к дуэли не имеют ни малейшего отношения.

Сам факт состоявшейся дуэли говорил о том, что обе стороны конфликта отстояли свою честь, независимо от исхода. И потому, чаще всего, русские дуэли завершались без летального исхода.

Так, язвительный и вспыльчивый А.С. Пушкин, по меньшей мере, 30 раз бросал или получал вызов на дуэль. Большая часть из этих поединков вообще не состоялись: общие друзья повздоривших дуэлянтов умудрялись их примирить. И лишь последняя дуэль великого поэта закончилась гибелью одного участника и ранением другого. В дуэли важна была сама готовность сражаться, а не убийство оппонента. Не явиться же на дуэль было позором.

В дуэли на пистолетах очень часто вообще стреляли в воздух, после чего представители высшего сословия благополучно мирились и нередко общались между собой, как ни в чем не бывало. Вот такие интересные персонажи были эти аристократы)))

Для дуэли обязательно использование оружия

Казалось бы, если смерть соперника не является главной целью этого грандиозного мероприятия, зачем вообще нужно оружия? Быть может, прав Иван Игнатьевич – персонаж “Капитанской дочки” уже упомянутого А.С Пушкина:

«Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте, он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро бы уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем, я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?»

И пускать в ход оружие – означало признать соперника равным себе. Кулаком, палкой, табуреткой и прочими подручными средствами дерутся пьяницы в кабаке, чернь, но только не благородное сословие! По этой же причине столь оскорбительны были брошенная в лицо перчатка или отвешенная пощечина. Так что без оружия дуэли быть не могло.

В русской дуэли принимают участие два человека

Слово “дуэль” происходит от латинского “duo” – “два. И что в дуэли участвуют лишь два недруга, казалось бы, совершенно очевидно. Но не для всех!))) Скажем, французы, излюбленным оружием которых была шпага, в XVIII веке сражались вместе с секундантами. Правда, не “стенка на стенку”, а вполне культурно, разбившись на пары. И фехтовали, как и во всей Европе, до первой крови. То есть малейшей царапины достаточно, чтобы стороны конфликта посчитали свою честь удовлетворенной.

В России же клинками орудовали до тех пор, пока один из соперников не “выйдет из строя”. После каждого ранения бой прерывался и врач осматривал пострадавшего, после чего выносил вердикт: сможет этот горемыка сражаться дальше или пора звонить в неотложку))) Так что в России традиционный для дуэли выбор между клинком и пистолетом обуславливался не только уровнем владения тем или иным оружием, но и серьезностью намерений.

В дуэли с применением “огнестрела”, как мы уже выяснили, возможен бескровный исход поединка, в дуэли на саблях или шпагах “голубая кровь” должна была пролиться непременно. Впрочем, мы немного отвлеклись.

Дуэль Арамиса и Рошфора. Кадр из отечественного сериала “Три мушкетера” (2013 г.)

В русской дуэли участвовали только два человека, секундантам лишь отводилась роль организаторов, дипломатов, до последнего пытающихся помирить дуэлянтов, и свидетелей, которые в случае нежелательного исхода боя подтвердят, что дворянин пал в честном поединке, а не был убит, скажем, ударом в спину. Также неизменными спутниками дуэлянтов были врачи, готовые на месте оказать задирам медицинскую помощь.

Стрелять лучше. вторым.

Итак, представим, что участники дуэли пришли в условленное место, секунданты проверили оружия и отсчитали в шагах необходимое расстояние. Шансов на примирение нет, да и участники поединка этого не желают. И вот дуэлянты, заняв положенные места, начинают “сходиться”. Казалось бы, вполне логично в такой ситуации выстрелить первым, дабы побыстрее укокошить соперника и обезопасит себя от неприятельской пули? Не тут-то было!

Дуэльные пистолеты Лепажа. Творениями этого оружейника пользовался Пушкин в ходе своих многочисленных дуэлей.

Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от участника поединка железного хладнокровия, было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень.

Потому дуэлянты высокого класса не стреляли первыми, предпочитая возможность убить своего недруга наверняка. Или напугать его до чертиков и пафосно выстрелить в воздух. Так обычно поступал и бесстрашный Пушкин, оставаясь невредимым.

Однако со злополучным Дантесом дела обстояли несколько иначе: великий поэт из анонимной записки узнал об ухаживаниях француза за его женой, отчим же Дантеса получил от Пушкина письмо с оскорблениями. Ни о каком примирении и пальбе в воздух здесь не могло быть и речи, даже барьер был установлен минимальный – в 10 шагов. В своей последней дуэли Александр Сергеевич тоже стрелял вторым: уже получив смертельную рану он смог подняться и выстрелить, ранив своего обидчика.

Дуэлянт – заложник положения

Отношения к дуэлям и их участникам в Российской империи было весьма неоднозначным. С одной стороны, отказавшийся сражаться на дуэли дворянин был бы заклеймен как трус и ничтожество, став отщепенцем в глазах других аристократов. Однако если дуэлянт убьет своего “супостата” – его ждало всеобщее осуждение. Кроме того, в различные периоды на дуэли налагался запрет, нарушение которого влекло суровое наказание: ссылку, разжалование в чине и т.п. Вот и пойди разберись, как быть, если Вам бросили вызов и что вообще творилось в головах у счастливых обладателей “голубой крови”)))

Кстати, относительно недавно депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил легализовать дуэли и возродить дуэльный кодекс. Не иначе, стрелять хорошо умеет и кто-то досадил ему крепко)))

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.

Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает — продать свои знания и опыт . Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: