Пассажирский самолет Ан-148
Пассажирский самолет Ан-148
Современный пассажирский самолет — это не только безопасность и комфорт, но и высокие требования к техническому оснащению. Проектирование лайнеров осуществляется с четко поставленными задачами по их характеристикам и возможному применению.
Ан-148 по реестру принадлежит к ближнемагистральным узкофюзеляжным самолетам. Разработан в авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О. К. Антонова. Несмотря на принадлежность к ближнемагистральным самолетам, разрабатывался с ориентиром на увеличение дальности перелета.
С учетом узкого профиля использования данного самолета, на базе An 148 были разработаны дополнительные модификации. Каждая отвечает поставленным задачам, а основной акцент сделан на дальности перелета, грузоподъемности и вместимости пассажиров.
История создания Ан-148
Уже в начале 90-х годов стала очевидной необходимость создания нового самолета, способного осуществлять перевозку сравнительно небольшого количества пассажиров на маршрутах малой и средней протяженности. Эта машина должна была заменить устаревшие Ту-134, и при этом соответствовать существующим на то время международным нормам по уровню выбросов и шумности.
Разработкой подобной машины занялись специалисты АНТК им. Антонова, в качестве основы для будущего авиалайнера они рассматривали самолеты Ан-140 и Ан-74ТК-300.
Выбор был сделан в пользу Ан-74ТК, но чтобы превратить этот транспортный самолет в комфортабельный авиалайнер, конструкторам КБ Антонова пришлось проделать значительный объем работы. В ходе создания машины крыло самолета было спроектировано практически «с нуля», удлинен фюзеляж, а новые двигатели Д-436-148 с измененной конструкцией реверса были помещены в пилоны. Более того, при создании будущего Ан-148 конструкторами была заложена концепция нового семейства ближнемагистральных пассажирских и транспортных самолетов. Руководил проектными работами Петр Балабуев.
При создании нового пассажирского самолета были проведены консультации с авиакомпаниями бывших советских республик. Проработав все пожелания, конструкторы пришли к выводу, что необходимо создать сразу несколько вариантов базовой модификации самолета. Так, например, Ан-148-100А создавался в интересах «Аэрофлота», он имел взлетный вес в 37 тонн и дальность полета 3 тыс. км. Для украинского «Аэросвита», питерского «Пулково» и красноярского КрасЭйр разрабатывался сорокотонный Ан-148-100В с дальностью полета в 4 тыс. км. Еще один вариант – Ан-148-100Е – должен был иметь массу в 43 тонны и дальность в 5 тыс. км.
Уже в марте 2002 года в Киеве приступили к созданию трех опытных самолетов, а следующем году на авиационных заводах в Харькове и Воронеже началась подготовка к серийному производству новой машины. Первоначально Ан-148 также планировали собирать на авиазаводе в Улан-Удэ, но затем от этой идеи отказались. В сентябре 2004 года первый из трех прототипов был готов и в 17 декабря он впервые поднялся в воздух. В апреле 2005 года взлетел второй прототип.
Несколько позже Ан-148 выполнили несколько испытательных полетов в Узбекистан, где температура достигала +45 градусов Цельсия. Работа самолетных систем в условиях высокогорья проверялась в Армении, а в 2007 году в Одессе были проведены испытания по посадке Ан-148 на грунтовые взлетно-посадочные полосы, в ходе которых было подтверждена возможность эксплуатации машины на неподготовленных ВПП. В 2007 году Ан-148 прошел украинскую сертификацию.
30 декабря 2009 года в воздух поднялся первый серийный Ан-148. Несколько дней ранее первый рейс выполнил Ан-148, изготовленный на авиазаводе в Воронеже. 15 февраля 2010 года Ан-148 совершил полет на территорию Европейского Союза. 10 апреля того же года в воздух поднялся Ан-148-100В, через несколько дней он был передан заказчику – украинской компании «Аэросвит».
Программа испытаний была продолжена в 2010 году. Теперь проверялись характеристики стойкости и управляемости машины, возможность самолета продолжать полет при отказе одного из двигателей, более досконально был изучен уровень шума, который создает самолет. Были проведены полеты с имитаторами льда, размещенными на крыле и оперении машины.
В 2011 году в тренировочном центре, находящимся в Домодедово, был введен в эксплуатацию комплекс тренажеров для отработки особенностей пилотирования Ан-148. Его стоимость составила 600 млн рублей.
Особенности авиалайнера Ан-148
В наше время выполняется разработка двухдвигательных реактивных пассажирских самолетов Ан-148 в совместном проекте предприятий Украины и России с пассажировместимостью 80 человек.
Базовой моделью для его производства стал региональный пассажирский самолет Ан-148-100 вместимостью от 70 до 80 человек и шагом кресел 864 – 762 мм. Ради повышения рентабельности пассажирских перевозок, а также для уменьшения эксплуатационных затрат авиакомпаниями используется Ан-148 на расстояния 2200−5100 км. Он может развить скорость до 800-870 км в час. По мнению маркетологов, такие показатели нынче очень востребованы среди авиакомпаний.
Лайнер Ан-148 комплектуется двумя двигателями, которые размещаются под крылом на пилонах и имеют маркировку Д-436-148. Благодаря такому размещению уменьшается вероятность проникновения в них сторонних предметов и усиливается устойчивость крыла. Даже на слабо оборудованных навигацией аэродромах имеется возможность комфортно посадить самолет, благодаря тому, что в составе Ан-148 есть современная бортовая система регистрации состояния самолета.
Радиолокационное и пилотажно-навигационное оснащение, употребление электродистанционной системы управления, многофункциональная индикация всех параметров полета самолета позволяют эксплуатацию Ан-148 даже в условиях ограниченной видимости, при всем этом сохраняя уверенность и комфорт для экипажа.
Для пассажиров комфорт обеспечивают рациональная компоновка и состав сервисных помещений, глубокая эргономическая оптимизация индивидуального и общего пространства салона, наличие в нем современных кресел, приятных мелочей в деталях интерьера, а также оптимальная система обесшумливания пассажирского салона.
Рациональное размещение пассажирских кресел по схеме 2 + 3 и длина салона позволяют варьировать пассажировместимость от 55 до 80 человек, при этом не ущемляя личного пространства пассажиров. Внутри самолета применяются компоненты в стиле Hi-Tech оборудования не только отечественного, но и зарубежного производства, благодаря которым обеспечивается высокая экономическая эффективность, техническое и эксплуатационное совершенство.
Модификация Ан-148-100 в техническом обслуживании полностью удовлетворяет международным стандартам (MSG-3, ICAO). Согласно статистике этот самолет имеет коэффициент готовности свыше 99,4 % при налете 300 часов в месяц с минимальными затратами на ТО.
Требования Международной организации гражданской авиации относительно шума на местности и эмиссии авиадвигателей полностью воплощены в новом Ан-148-100.
В разработке нового авиалайнера были применены методы 3D-моделирования с использованием CALS-технологий и системы контроля качества ISO 9000/9001-2000. Все это позволило улучшить качество документации самолета, проектных решений, сократить затраты и время в процессе производства, усовершенствовать обслуживание самолета во время его эксплуатации.
Описание конструкции Ан-148
Самолет Ан-148 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это двухмоторный реактивный высокоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Машина имеет трехопорное убирающееся шасси с передней носовой стойкой. Экипаж Ан-148 состоит из двух пилотов и двух или трех бортпроводников.
Рабочий ресурс самолета составляет 80 тыс. часов или 30 лет эксплуатации.
Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок, круглого сечения.
В состав основной силовой установки входит два турбореактивных двигателя Д-436-148, которые были разработаны в КБ «Прогресс» и изготовлены ОАО «Мотор-Сич». Они имеют тягу на взлетном режиме 6400 кгс. Двигатели размещаются в пилонах под крыльями. Такая конструкция повышает защищенность моторов от попадания в них посторонних предметов. Ан-148 потребляет 1458 кг топлива в час при максимальной коммерческой загрузке.
Топливная эффективность Ан-148-100B составляет 24,0 г/пкм, а модификации Ан-158 — 22,0 г/пкм.
Конструкторы АНТК им. Антонова прорабатывали варианты установки на самолет двигателей других производителей. Кроме основной, Ан-148 имеет и вспомогательную силовую установку АИ-450-МС.
Система управления Ан-148 – электродистанционная с механическим резервированием, она состоит из двух подсистем с двумя каналами. Комплекс пилотажно-навигационного и радиолокационного оборудования полностью соответствует нормам ICAO, вся полетная информация, а также данные о работе самолетных систем выводятся на пять жидкокристаллических экрана. Это позволяет эксплуатировать машину даже в сложных условиях (IIIA ІКАО), сохраняя при этом высокий уровень комфорт для пассажиров и экипажа.
Большую часть фюзеляжа занимает пассажирский салон. Его длина и использование схемы расстановки кресел 2+3 позволяют эксплуатанту комбинировать разные одноклассные и смешанные компоновки в диапазоне 68-80 пассажиров с салонами эконом, бизнес и первого класса. Вот несколько вариантов компоновки для салона Ан-148:
- Двухклассная с пассажировместимостью в 68 мест. Восемь кресел расположены в бизнес-классе (шаг составляет 889 мм), и 60 кресел – в экономклассе (шаг кресел 812,8 мм). Также в салоне находятся две кухни и два туалета;
- Двухклассная компоновка с пассажировместимостью 73 места. Восемь кресел находятся в бизнес-классе (шаг 863,6 мм) и 65 кресел – в экономклассе (шаг 787,4 мм). Две кухни и два туалета;
- Одноклассная на 80 мест и с шагом кресел 762 мм. Две кухни и два туалета;
- Одноклассная компоновка на 75 мест с шагом кресел 812,8 мм. В салоне находятся две кухни и два туалета;
- Одноклассная на 83 места (шаг кресел 762 мм). Две кухни и два туалета. Один из гардеробов заменён тремя креслами экономкласса;
- Одноклассная на 89 мест с шагом кресел 762 мм. Такая компоновка подходит только Ан-148-200. В салоне один туалет и две кухни. Последний ряд экономкласса выполнен по схеме 2+2.
Салон Ан-148 отличается удачным дизайном (в стиле Hi-Tech) и высоким уровнем эргономики. Высота салона в центральном салоне составляет два метра, над креслами располагаются полки для ручной клади. Кроме того, два багажных отсека находятся под пассажирским салоном. Еще один располагается в хвостовой части самолета.
Разработчики уделили большое внимание вопросам безопасности пассажиров и экипажа. Двери в кабину пилотов пуленепробиваемы. Есть система видеонаблюдения, средства связи экипажа и бортпроводников, на борту есть специальное место для хранения оружия и боевых припасов и еще одно для размещения взрывного устройства, если оно обнаружено на борту самолета во время полета.
Технические характеристики базовой модели самолета Ан-148-100
Первый полет: 17 декабря 2004 года
Вес пустого: 22490 кг.
Площадь крыла: 87,32 кв. м.
Размах крыла: 28,91 м.
Крейсерская скорость: 840 км./ч.
Максимальная скорость: 875 км./ч.
Потолок: 12400 м.
Дальность полета: от 1570 до 5100 км.
Тип двигателей: 2 двигателя ТРДД Д436-148
Экипаж: 2 человека
Количество пассажирских мест: от 45 до 99 мест