Су-47 «Беркут» экспериментальный самолет
Су-47 «Беркут» экспериментальный самолет. Характеристики, оценка истребителя и почему закрыли проект?
Су-47, истребитель с обратной стреловидностью крыла, разрабатывался ОКБ Сухого с 1983 г. Первый полёт совершил в 1997 г. Серийно не выпускался. Многие решения, применённые и впервые опробованные на Су-47, сегодня используются при производстве малозаметного истребителя 5-го поколения Су-57.
Су-47 характеристики
1. Габаритные характеристики:
– Размах крыла: 16,7 м;
– Масса: 19500 кг (без вооружения и топлива);
– Максимальная взлётная масса: 38500 кг.
2. Лётные характеристики:
– Максимальная скорость на высоте 2000 м: 2500 км/ч;
– Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч;
– Мощность двигателей: 2*15500 кг*м/с;
– Потолок: 20000 м;
– Длина разбега на взлёте: 90 м.
– Пушечное: 1*30-мм автоматическая пушка ГШ-30-1;
– Ракетно-бомбовое: до 8000 кг во внутренних отсеках.
Стоит отметить, что указанные характеристики являются лишь заявленными. Так, подвесное вооружение на самолёте устанавливалось лишь при разработке конструкции ракетно-бомбовых отсеков для Су-57. Пушка ГШ на истребитель Су-47 никогда не устанавливалась.
Также экспериментальный истребитель Су-47 никогда не достигал заданной максимальной скорости на высоте – конструкторы опасались, что конструкция крыла, изготовленного с обширным использованием лёгких композитных материалов, не выдержит такой нагрузки. Реально самолёт больше 1600 км/ч не летал.
История разработки и использования
В конце 1970-х гг. 20 в. конструкторам американской авиастроительной фирмы «Грумман» пришла идея создать высокоманевренный самолёт с крылом обратной стреловидности, который смог бы на равных соперничать с советскими истребителями в ближнем воздушном бою. Проект получил название X-29 и был реализован к 1985 г.
Советские конструкторы не отставали. Разработка отечественного сверхзвукового сверхманевренного истребителя с обратной стреловидностью началась в 1983 г. под патронажем ВВС СССР. В дальнейшем, ВВС отказались от финансирования программы С-37, и шефство над ней взял ВМФ. Планировалось, что самолёт встанет на вооружение новых советских авианосцев.
С началом 1990-х, ввиду бедственного положения российской экономики, разработка самолёта продолжилась специалистами ОКБ Сухого в частном порядке. В 1997 г. самолёт поднялся в воздух, затем сменил имя с С-37 на Су-47, получив при этом прозвище «Беркут», и был представлен общественности на авиасалоне МАКС-2001. Прозвище самолета Су-47 по классификации НАТО – «Firkin».
Российские военные от идеи закупки самолёта отказались. Не смог он заинтересовать и потенциальных заказчиков из других государств.
Единственный построенный самолёт использовался ОКБ Сухого для обкатки ряда конструктивных решений, применённых впоследствии на Су-57 (Т-50), и продолжает ограниченно использоваться конструкторским бюро как летающая лаборатория. Самолёт был вновь представлен публике на МАКСе-2019.
Проект X-29, к слову, также был свёрнут на стадии испытаний. Всего было построено два экземпляра.
Су-47 разрабатывался в сложное для России время в частном порядке. Поэтому, его принятие на вооружение так и не состоялось. Когда же ВВС России стали готовы закупать современные самолеты, концепция Су-47 морально устарела.
Сама концепция манёвренного истребителя с крылом обратной стреловидности была признана малоэффективной как в России, так и в США. Главной проблемой стала неустойчивость самолета в полёте, а также высочайшие требования к квалификации пилота.
Тем не менее, именно на Су-47 были впервые применены революционные для российского авиапрома решения, такие как цифровая ЭДСУ, технологии малозаметности.
Су-47 стал экспериментальной базой, на основе которой ОКБ Сухого начало разработку принципиально нового сверхманевренного малозаметного универсального истребителя Су-57, который, тем не менее, был уже выполнен по схеме с классической стреловидностью.