18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Т-34-85 – танк Победы

Т-34-85 – танк Победы

В 1943 году танковые подразделения вермахта обладали машинами, которые в отличие от 1941 года, не уступали танкам Красной Армии, а по некоторым ТТХ превосходили их. Появление новых Panzer kampfwagen VI Tiger и Panzer kampfwagen Panther окончательно утвердили преимущество панцерваффе.

Для того, чтобы исправить ситуацию и вернуть паритет, необходимо было кардинально изменить, находящейся на вооружении с 1940 года, средний танк Т-34. Таким танком, способным практически на равных дать бой любому танку вермахта, стал Т-34-85.

  1. Появление Т-34-85
  2. Конструкция танка
  3. Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53
  4. Боевое применение
  5. Т-34-85 в послевоенное время
  6. ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин
  7. Видео

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.

“Машина рождалась достаточно тяжело, потому что в конце 1930-х годов достаточно сильно действовал репрессивный аппарат, который коснулся многих танкостроителей, — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, в составе “Уралвагонзавода” госкорпорации “Ростех”). — В частности, когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись в очень быстрых темпах”.

13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13–14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм. В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

“Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до того, как заводом был изготовлен опытный образец, а он был сделан лишь в январе-феврале 1940 года, — говорит инженер-конструктор УКБТМ. — Видимо, пришли к выводу, что нужно окончательно принимать решение по принятию машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это и показало. На тот момент она была революционной машиной”.

После прохождения всех испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке в марте 1940 года два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в одну сторону). И 17 марта в московском Кремле машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По воспоминаниям очевидцев, Сталин тогда сказал: “Это будет ласточка наших бронетанковых сил!” Так и произошло.

С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне — Волгоградский тракторный завод).

Однако “тридцатьчетверка” не только прославила своего “отца”, но и стала причиной его смерти. Тот самый пробег оказался роковым. Весной 41-летний конструктор помогал вытаскивать танк из холодной воды, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940-го доработками Т-34 руководил его заместитель Морозов. В 1942 году за создание танка три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

Читать еще:  Точка у: ракета, баллистическая, тактико-технические характеристики (ттх), радиус поражения, история создания

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе “Красное Сормово” (ныне — в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, “Уралмаше” (ныне — в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске (ныне — Омский завод транспортного машиностроения) и Уральском танковом заводе №183 (сегодня — “Уралвагонзавод” в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.

Кстати, за годы войны на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк (ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин). Последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года. Здание, где изготавливали эти машины, сохранилось — сейчас здесь вагоносборочный конвейер.

Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.

Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек – командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти – появился отдельный наводчик орудия.

По словам руководителя УКБТМ Андрея Терликова, для своего времени танк получился новаторским: рациональные углы наклона броневых листов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель. Вместе с тем, как выяснилось уже в ходе боев, Т-34 имел и серьезные недостатки. “Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехскоростная коробка передач и сложность работы с ней. Не оправдала надежд система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Вопросы возникли и к низкой технической надежности, качеству изготовления и сборки самой машины”, — рассказывает он. И все это немедленно сказалось в самых тяжелых условиях первых двух лет войны.

Выдержка из отчета об испытаниях Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 года: “Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе”.

К началу 1942 года в целях совершенствования конструкции машины инженерами-конструкторами Уральского танкового завода №183 были внесены изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.

Этапы рождения новой машины

Основное требование, которое военные предъявили конструкторам танка, заключалось в повышении огневой мощи машины. Короткоствольная 76-мм пушка, стоявшая на советских машинах, не могла эффективно бороться с толстой броней новых немецких танков. Начальная скорость полета снаряда была не достаточной для пробития брони на оптимальных расстояниях для ведения танкового боя. Танку нужна была более мощная пушка, снаряды которой могли бы поражать бронированную технику противника на больших дистанциях.

Нельзя сказать, что советские танкостроители сидели все это время, сложа руки. В распоряжении конструкторов имелась готовая техническая документация на новый танк Т-43, являвшийся продолжением модели Т 34-76. Однако использовать эту машину под установку более мощной пушки оказалось невозможно. Было принято решение внести в стандартную конструкцию машины изменения, которые бы позволили установить на танк мощную длинноствольную пушку. Основная модернизация коснулась танковой башни. Корпус машины решили оставить без изменений, стараясь с появлением новой модификации не снизить основное производство. Не стали трогать и силовую установку.

Маневренность советского танка Т-34-76 была удовлетворительной, моторная база отвечала условиям эксплуатации в полевых условиях. Отличалась хорошими характеристиками и ходовая часть машины.

Новая машина получила новое обозначение Т 34 85, к которому добавились цифры 85 – калибр новой пушки. На первых чертежах модель имела увеличенную башню, в которой вместо 76-мм пушки установили 85-мм пушку Д-5Т. В дальнейшем при проектировании башни выяснилось, что это казенная часть этого орудия занимает много внутреннего башенного пространства. В окончательном варианте танк стал выпускаться с пушкой ЗИС-С-53 или просто С-53. Опытные стрельбы показали, что снаряды пушки С-53, выпущенные с дистанции 1500-2000 метров могли пробивать броневые плиты толщиной 100 мм. Подкалиберные снаряды успешно справлялись с лобовой и бортовой броней немецких танков Pz.V и Pz.IV на меньших дистанциях, 500-700 метров.

В ходе боя с немецкими тяжелыми танками во время операции «Багратион» (лето 1944 года) и на озере Балатон (март 1945 года) выяснилось, что Т 34 85 с орудием С-53 не может вести артиллерийские дуэли с немецкими танками. Для эффективного поражения немецкой бронетехники на прямых дистанциях боя требовался больший калибр, 100 мм. и выше. Участие в операциях советских самоходок СУ 100 наглядно показало, насколько важно в данном случае увеличение калибра. Советские «саушки» с дистанции в 1,5-2 км. прошивали броню немецких «пантер» и «тигров».

Если с орудием вопрос был решен достаточно быстро, то с конструированием башни конструкторам пришлось повозиться дольше. Проблема заключалась в технической необходимости увеличить погон. Танковая башня новой «тридцатьчетвёрки» имела литую конструкцию, значительно большую массу и увеличенные габариты. Форма корпуса не давала больших возможностей для технологического маневра. Параметры башенного погона для новой башни Т 34 85 были предельными. В данном случае сказалась ограниченность технологического ресурса конструкции машины для последующей модернизации.

Читать еще:  Мотострелковые войска России: рота и батальон, флаг и праздничный день, командиры и штатный состав, роль в современной армии

Новая башня имела увеличенное внутреннее пространство, что позволило увеличить экипаж машины на одного человека. Рядом с командиром машины теперь находился пятый член экипажа – наводчик. Это в свою очередь улучшило качество управления танком в бою, значительно сократило время на подготовку к выстрелу.

В новой машине значительно улучшилась обитаемость пространства. Для удаления из башни пороховых газов машину оснастили мощными вентиляторами. Сверху на башне установили командирскую башенку, которая улучшила командиру машины обзорность. В отличие от своей предшественницы, машины Т-34-76, новая тридцатьчетверка выглядела более современной машиной.

Для серийного производства многие узлы машины, оборудование танка Т 34 85 было стандартизированы. Это позволило сохранить высокие темпы производства основного советского танка на протяжении всего последующего периода.

Основные тактико-технические характеристики нового танка выглядели следующим образом:

  • масса машины 32 тонны;
  • высота танка составляла 2700 мм;
  • дизельный двигатель V2 мощностью 500 л/с;
  • скорость движения по пересеченной местности составляла 30 км/ч, по шоссе – 55 км/ч;
  • запас хода 250 км;
  • вооружение машины состояло из 85 –мм пушки С-53, двух 7,62 мм курсовых пулеметов;
  • экипаж танка 5 человек.

Делая обзор тактико-технических характеристик машины можно говорить о том, что советское танкостроение перешло на качественно новый уровень. Чертежи Т 34 85 показывают, насколько новая машина была адаптирована под массовое серийное производство в условиях военного времени.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.

Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.

Читать еще:  Дробовик, виды: помповый и боевой, охотничий и штурмовой, тактический и полицейский, многозарядный, автоматический и двуствольный, их калибры и мощность выстрела

Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка1944, кол-во ед.1945, кол-во ед.Итого, кол-во ед.
Т-34-85104991211022609
Т-34-85 ком.134140274
Т-34-85 ОТ30301331
Итого, кол-во ед.106631255123214

“Они предвидели картину боя”

Баланс подвижности и бронезащиты у этой машины достигнут оригинальными для того времени решениями, которые впоследствии определили развитие всего мирового танкостроения. По мнению бывшего начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Сергея Маева, Кошкин и его коллектив “единственные в преддверии Второй мировой войны предвидели картину боя и поняли, каким должен быть танк, раньше, чем кто-либо другой”.

На базе Т-34 были созданы самоходные артиллерийские установки Су-122, Су-85, Су-100. На его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнеметный танк ОТ-34.

Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34 различных модификаций. Уже в 1947 году в советских Вооруженных силах их стали заменять новыми средними танками Т-54, однако официально Т-34-85 был снят с вооружения только в 1993 году. Т-34-85 — самый массовый танк за всю историю мирового танкостроения: всего за годы производства в разных странах было выпущено около 66 тысяч. Модификации Т-34 состояли на вооружении 46 стран.

Кстати, Т-34 — первый средний танк, эксплуатировавшийся во всех климатических поясах — от Заполярья до Южной Африки. Машины этого типа принимали участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950–1980-х годов. Последним документированным случаем боевого применения Т-34 стало их использование во время вооруженного конфликта в Йемене.

И до сих пор Т-34 в строю. По данным справочника Military Balance, в 2018 году он числился на вооружении девяти стран: Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Йемена, Кубы, Лаоса, Республики Конго, КНДР и Намибии. По словам инженера-конструктора УКБТМ, все это — результат таланта коллектива рабочих, исследователей и инженеров, которые создали такую конструкцию машины и такие материалы, которые позволяют использовать Т-34 уже в течение 80 лет. “Машина простая и надежная, поэтому в том числе благодаря этому и находится в эксплуатации до сих пор”, — добавляет Колмаков.

В начале 2019 года партия из 30 лаосских Т-34 была передана российскому военному ведомству в рамках военно-технического сотрудничества. Внешние признаки переданных из Лаоса танков указывают на то, что в этой стране эксплуатировались машины не советского, а более позднего — чехословацкого производства. Отмечалось, что полученные танки планируется использовать при проведении парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о войне.

“Т-34 заслуживает быть отмеченным золотой надписью на рабочем столе конструктора — за успешное решение основной проблемы максимального соответствия эффективности вооружения и мобильности танка, его способности нанести уничтожающий удар, оставшись неуязвимым от удара противника. — писал английский журналист-историк Дуглас Орджилл. — Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ века лучше, чем сумел это сделать кто-либо на Западе. “

По мнению специалистов и экспертов, именно знаменитая “тридцатьчетверка” оказала воздействие на танкостроение всех стран. Ни один конструктор не создавал свой танк, не держа в уме параметры и достоинства нашего Т-34.

Роман Азанов

В материале использованы данные “ТАСС-Досье” и пресс-службы “Уралвагонзавода”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: