Учебно-тренировочный самолет Як-152
Учебно-тренировочный самолет Як-152
Учебно-тренировочные самолеты (УТС) ориентированы на практическое обучение новых пилотов. Применяются как в гражданской, так и в военной авиации. Основная цель — отработка различных техник пилотирования. Немаловажным аспектом выделяют и работу с навигационными приборами.
Як 152 — учебный самолет, входит в тренировочный комплекс Як-130. Помимо практической работы над полетами, подразумевается и техническая подготовка. Теоретическая информация, тренажеры, симуляторы — все это направлено на комплексное освоение навыков пилотирования.
Обучение на таком аппарате ориентировано не только на штатные полеты, но и на экстренные случаи. Программа запущена относительно недавно по заказу Министерства обороны РФ. В соответствии с его требованиями и собираются новые самолеты.
История создания
Для того, чтобы понять, как остро стоит вопрос сложностей с начальной подготовкой в российской авиации, нужно вспомнить советскую школу. В ней будущие пилоты делали первые шаги в ДОСААФ, где сначала летали на поршневых самолетах. Только потом уже пересаживались на реактивные машины. Таким образом, сохранялась поэтапность обучения, а людям легче давался процесс учебы.
Сегодня пилоты нередко сразу садятся на действительно современные, но реактивные и сложные в освоении учебные машины (Як-130). А по-прежнему используемые сегодня Як-52 уже морально устаревают, и их срочно необходимо менять.
Таким образом, Як-152, являющийся прямой заменой Як-52, должен заполнить нишу начального обучения в возрождающихся ДОСААФ, позволяя летать большему количеству пилотов с минимальной подготовкой, приобретать на практике основополагающие знания о полетах и только после этого начинать углубленное обучение.
Идея создать полноценную подготовку пилотов появилась еще в сложные 90-е годы.
Ожидаемо, государственное финансирование проектов было либо мизерным, либо никаким. Многие конструкторские бюро самостоятельно изыскивали средства для работы над своими разработками.
Конкурс в России на разработку нового УТС объявили в 2001 году. Главными конкурентами стали ОКБ Яковлева с Як-152 и КБ Сухого с Су-49. Последний самолет так и не достиг более-менее реальных шагов по созданию даже опытного образца, а так и остался на бумаге. Поэтому предпочтение было отдано Як-152.
Разумеется, новый самолет серьезно отличался от своего предшественника (Як-52 выпускался, начиная с 70-х годов XX века, и ожидаемо по многим параметрам уступал технологически современным разработкам). Изменения новой машины касались силовой установки, строения винта, фонаря кабины, существенного обновления навигационного оборудования.
Разработчикам удалось увеличить запас топлива, как следствие – время нахождения в небе и практическую дальность машины, поставить современную систему спасения экипажа.
Первые полеты были совершены в 2004 году. Но из-за больших сложностей с финансированием, работы продвигались медленно. Качественный скачок в налаживании производства удалось сделать только в 2006 году, когда появились инвесторы из Китая.
В 2010 году в небо поднялся китайский аналог Як-152, который был собран объединенными силами. Но результатом такой кооперации стала окончательная подготовка чертежей, налаживание производственных мощностей. Безусловно, это позволило развернуть собственное производство на территории России, но только гораздо позже, чем в Китае.
Для России Як-152 стал нужен только в 2014 году, когда было официально известно об объявлении конкурса на закупку в ведение Министерства Обороны.
Як-152 – это не только самолет для обучения. В полный комплекс также входит компьютерный тренажер, средства контроля и безопасности, дублирования и подтверждения действий курсанта. Все это позволяет максимально эффективно тренировать пилотов с самой разной теоретической базой.
Выпуском занимается ПАО Иркутский авиационный завод, где один экземпляр машины уже выпущен с конвейера, а еще три числятся на завершающем этапе сборки.
Известно, что цена машины составляет около 100 тысяч долларов США. Всего в мире спрос по предварительным данным может достигать даже 800 единиц в первые годы поставок.