28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301

Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301

Первый дизельный грузовик ГАЗ-4301 был выпущен в 1982 году. Он появился благодаря постановлению ЦК КПСС, которое обязало руководство Горьковского автомобильного завода в кратчайшие сроки разработать среднетоннажные грузовики, работающие на дизельном топливе. Небольшая партия первых дизельных автомобилей была отправлена на испытания, с которых она быстро вернулась на доработку.

После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет. В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53. Преимущества новой модели были очевидны:

  • Наличие нового дизельного двигателя, который превосходил бензиновые моторы по мощности и экономичности. Данный двигатель был турбированный, что значительно увеличивало его мощность;
  • Благодаря использованию нового мотора, ГАЗ-4301 можно было использовать в качестве автопоезда;
  • Новая ходовая часть;
  • Новая коробка передач. КПП ГАЗ-4301 отличалась надёжностью и высоким рабочим ресурсом;
  • Наличие качественного гидроусилителя руля.

Общая грузоподъёмность грузовика составляла 4,5 тонн. Даже с таким грузом автомобиль набирал свою максимальную скорость достаточно бодро.

Конструкция ЗИЛа

Для своего времени базовый ЗИЛ-130 был достаточно мощным автомобилем, и именно с этим связан тот факт, что такой большой расход топлива у ЗИЛ 130 на 100 км. Автомобиль имеет оснащенный 8-ю цилиндрами двигатель. Все модификации этой модели имеют гидроусилитель руля, а также коробку передач с 5 ступенями. Для передвижения использует топливо А-76.

ДвигательРасход (трасса)Расход (город)Расход (смешанный цикл)
ЗИЛ 13025 л/100 км35 л/100 км30 л/100 км

Модификации

Автомобильная промышленность СССР не выпускала другой техники аналогичной грузоподъемности, поэтому ЗИЛ-164 оказался востребованным во многих сферах. Универсальная конструкция грузового шасси позволила выпускать на его основе большое количество модификаций. Часть техники собиралась непосредственно на заводе ЗИЛ, а другие производились смежными предприятиями. При этом кабина и агрегаты грузовика могли подвергаться доработкам.

На основе шасси строились машины для перевозки жидких пищевых продуктов АЦ 2,8 164, вмещавшие 2800 л жидкости. Большой серией выпускался механический автокран ЛАЗ 690, позволявший перемещать грузы весом до 3000 кг.

Седельный тягач

Для постройки седельных тягачей использовалось шасси ЗИЛ-164Н (ранняя версия) или 164 АН, которое отгружалось в Мытищи на машиностроительный завод ММЗ. Существовал опытный вариант машины 166Н, оснащенный системой подачи сжиженного газа. В серию грузовик не попал из-за низкой мощности двигателя.

Параметры и ТТХ автопоезда:

  • вес полуприцепа с грузом — 9500 кг;
  • модель полуприцепа — ОДАЗ 885;
  • нагрузка на седло тягача — 3840 кг;
  • база тягача — 4000 мм;
  • длина — 5680 мм;
  • запас топлива — 300 л.

На тягачах применялась модификация двигателя с 2-камерным карбюратором, развивавшая мощность до 104 л.с. Для улучшения охлаждения применялся радиатор с повышенной теплоотдачей и дополнительный теплообменник в системе смазки. Доработкам подвергся задний мост, получивший главную пару с увеличенным передаточным отношением.

Пожарный

Построенные на базе ЗИЛ-164 пожарные автомобили оснащались цистернами для перевозки воды и насосной станцией. Кабина получала дополнительный ряд сидений, который имел отдельные двери. Примером такой техники является машина ПМЗ 53, выпускавшаяся в г. Прилуки с 1960 года. В штатное оснащение входит центробежная помпа с приводом от коробки отбора мощности и цистерна вместимостью 1950 л. Часть машин оснащалась дополнительной 170-литровой емкостью для пенообразующего состава.

На задней стенке устанавливались съемные катушки, на которые наматывались пожарные рукава. Сверху монтировались дополнительные фары.

Самосвал

Грузовик самосвал производился на основе специального шасси ЗИЛ-164АГ, которое передавалось в Мытищи на завод ММЗ. Там на машинах монтировались промышленные и сельскохозяйственные надстройки, имевшие обозначение 585Л и 585М соответственно. Техника отличалась формой и вместимостью грузовых платформ. Существовали единичные опытные образцы с газобаллонным оборудованием, в серии такие машины не строились.

Шасси отличалось укороченными лонжеронами рамы (на 0,747 м), на которой отсутствовало крепление для запасного колеса. Также не устанавливался боковой кронштейн, предназначенный для монтажа задних фонарей и номерного знака. На коробке передач имелся редуктор отбора мощности, на котором устанавливался шестеренный масляный насос гидравлической системы.

Читать еще:  Метеорит, крупнейшие из известных и как выглядят их осколки, виды по составу, размеру и массе, их скорость и энергия, самые большие кратеры

Описание параметров автомобиля:

  • грузоподъемность — 3500 кг;
  • вместимость кузова — 2,44-4,4 м³.

Силами авторемонтных заводов выпускались самосвалы с гидравлическим краном-манипулятором, установленным между кабиной и платформой. Техника использовалась для сбора и вывоза промышленных и бытовых отходов.

  • ЗИЛ-164Р — бортовой грузовик для работы с прицепом (1957—1961)
  • ЗИЛ-164Д — бортовой грузовик с экранированным оборудованием (1957—1961)
  • ЗИЛ-164Г — шасси самосвала (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н — седельный тягач (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-585И — строительный самосвал (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-585К — сельскохозяйственный самосвал (1957—1961)
  • ЗИС-156А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (1957—1961)
  • ЗИЛ-164А — бортовой модернизированный грузовик, часть агрегатов от будущего ЗИЛ-130 — сцепление, коробка передач, карданные валы, амортизаторы [1] (1961—1965)
  • ЗИЛ-164АР — бортовой грузовик для работы с прицепом с двигателем повышенной мощности 109 л.с.(1961—1965)
  • ЗИЛ-164АД — бортовой грузовик с экранированным электрооборудованием (1961—1965)
  • ЗИЛ-164АГ — шасси самосвала (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-164АН — седельный тягач с двигателем повышенной мощности 109 л.с. [1] (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-585Л — строительный самосвал (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-585М — сельскохозяйственный самосвал (1961—1965)
  • ЗИЛ-166 — бортовой грузовик для работы на сжатом газе (1961—1965)
  • ЗИЛ-166А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (опытная партия)
  • ЗИЛ-164* — колымская модификация — производилась самостоятельно местным автопредприятием — устанавливалась третья ось. Позволило увеличить грузоподъёмность и эксплуатационные качества. Данную модификацию в качестве памятника можно увидеть в г. Магадан (район Автотек)

Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.

В конструкции ЗИЛ-164А был внедрен целый ряд узлов от перспективной модели ЗИЛ-130 (сцепление, коробка передач, стояночный тормоз, новая промопора кардана, комбинированный тормозной кран). Приемочные испытания грузовиков семейства ЗИЛ-164А прошли в 1960 году, а на конвейер они встали в октябре 1961-го.

Внешне ЗИЛ-164 от ЗИЛ-164А отличить легко по расположению жалюзи на боковинах капота: у ЗИЛ-164 они вертикальные, у ЗИЛ-164А — горизонтальные, как у ЗИС-150.

Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности, немецкие пожарные машины на базе ЗИЛ-164 после списания из воинских частей продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Кроме того, многие автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗИЛ-164 весьма оригинальные спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например, кассетный цементовоз.

На шасси ЗИЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начала 1990-х. К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства. Сегодня на территории СНГ и Прибалтики сохранилось несколько экземпляров этих машин.

Экспортные модели ЗИЛ-164

На заводе имени Лихачёва выпускали специальные экспортные варианты ЗИЛ-164. Это следующие модели:

  • ЗИЛ-164Н, который предназначался для эксплуатации в умеренном климате;
  • Для засушливых районов выпускали модификацию ЗИЛ-164С;
  • ЗИЛ-164Э предназначался для эксплуатации во влажном и жарком климате.

Все экспортные варианты собирались из отборных деталей, ведь советская техника должна была нести в дружественные страны уверенность, что лучше советской техники в мире не существует. Машина отличалась не только более мощными двигателями, их грузоподъёмность была увеличена на 1,5 тонны.

ЗИЛ-164, которые эксплуатировали в ГДР, имели кузова местного производства. Пожарные части ГДР имели целые автопарки специальных пожарных машин, изготовленных на базе ЗИЛ-164.

В истории завода имени Лихачёва зафиксировано несколько оригинальных моделей, которые были выполнены на базе 164 модели. Это кассетный цементовоз оригинальной конструкции и автоцистерна для перевозки сжиженного газа.

Грузоподъёмность стандартных модификаций ЗИЛ-164 составляла 4 тонны, хотя в случае установки усиленных шин, она могла быть повышена на 500 кг. Самосвалы имели такую же грузоподъёмность. По грунтовым дорогам грузоподъёмность автомобиля снижалась до 3,5 тонн.

История создания

Автомобиль ЗиЛ-131 был появился в качестве опытного образца в 1956 году. Пройдя все необходимые испытания, грузовик включили в план массового производства. Начало серийного выпуска назначили на 1961 год, однако из-за некоторых проблем производство пришлось отложить.

Первая серийная партия сошла с конвейера в 1967 году. Однако инженеры не теряли времени зря и успели доработать своё детище, и оно стало ещё качественнее. Новый грузовик, разработанный на базе 130-го, должен был заменить в Советской Армии ЗиЛ-157, морально устаревший к тому времени. Новый транспорт получился лучше во всём: проходимость, скорость, комфорт, грузоподъёмность.

Предшественник и преемник ЗИЛ-164. Отличия от ЗИС-150

ЗИЛ-164– это созданная на базе ЗИС-150 двухосная грузовая автомашина Завода имени Лихачёва, которая находилась в серийном производстве в период с осени 1957-го по конец 1964-го года (с 1961-го года это была модернизированная версия ЗИЛ-164А). Ведущий мост – один, задний.

Читать еще:  Карибский кризис. Итоги. Часть 1.

Этот автомобиль внешне мало отличался от своего предшественника (только вертикальными прорезями-жалюзи радиаторной решётки, а не горизонтальными). Однако обладал значительными отличиями в конструкции: усиленной рамой, более мощным двигателем с карбюратором передовой конструкции, телескопическими амортизаторами и т.п.

От ЗИС-150, ЗИЛ-164 также отличался установкой алюминиевой головки блока цилиндров вместо чугунной, повышенной жёсткостью кронштейнов креплений крыльев, иной застёжкой капота; новым отопителем и системой обдува ветровых стёкол тёплым воздухом. Был внедрён новый радиатор с увеличенной поверхностью охлаждения со 190 охлаждающими пластинами (против 125 на ЗИС-150) и уменьшенным шагом между ними.

Крылья ЗИЛ-164 были подняты на 20 мм по сравнению с ЗИС-150. Соответственно, стала меньшей высота боковин капота, изменилась конструкция его застёжек, их крепление, а также поменялись кронштейны крыльев и места их установки на крыльях и лонжеронах рамы

На раме ЗИЛ-164 были установлены усилители лонжеронов. Изменились места крепления передней рессорной подвески и передних буксирных крюков. Передняя подвеска стала четырнадцати-листовой, а в задней подвеске установили усиленную пластину добавочной рессоры.

Если проследить «родословную» ЗИЛ-164 раньше, то следующим его предком можно назвать трёхтонку ЗИС-5. Замену этому автомобилю, который был создан на базе американских грузовых машин ещё 20-х годов выпуска, начали готовить ещё в конце 30-х, но война перечеркнула эти планы, и ЗИС-150 попал в массовое производство только после Победы.

Преемником же ЗИЛ-164 в производственной программе завода стал легендарный ЗИЛ-130. Модель ЗИЛ-130 дорабатывалась и готовилась к запуску на заводской конвейер, и параллельно запустили в серийное производство модификацию ЗИЛ-164А – с новой коробкой переключения передач и однодисковым сцеплением от ЗИЛ-130, а также с ручным тормозом, карданными валами, телескопическими амортизаторами, тормозным краном тоже от ЗИЛ-130.

«ЗИСом» ЗИЛ-164 никогда не назывался (как это ошибочно указано в некоторых статьях). Заводу присвоили имя Лихачёва в июне 1956 года, через два дня после смерти прославленного директора предприятия, который управлял им с 1926 по 1950 годы. А ЗИЛ-164 встал на конвейер в октябре 1957-го года.

Технические характеристики

Грузовик построен по капотной схеме, оснащен металлической 3-местной кабиной. Сиденье водителя установлено отдельно, может регулироваться по расстоянию от педалей. На ранних выпусках отопитель кабины отсутствовал.

Размеры и технические характеристики:

  • передний свес — 870 мм;
  • колесная база — 4000 мм;
  • общая длина — 6700 мм;
  • ширина (с учетом ширины бортовой платформы) — 2470 мм;
  • высота — 2180 мм;
  • длина и ширина платформы — 3540 и 2250 мм соответственно.

Грузоподъемность

Бортовой вариант машины предназначен для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием и грунтовым проселкам. При этом максимальный вес нагрузки составляет 4000 и 3500 кг соответственно. Грузовик оснащен буксировочным приспособлением, позволяющим использовать прицеп весом до 4500 кг. Эксплуатация автопоезда разрешалась только по асфальтированным дорогам.

Двигатель

На грузовиках применялся рядный 6-цилиндровый двигатель с нижнеклапанной системой газораспределения. Мотор имел рабочий объем 5555 см³, степень сжатия составляла 6,2, что позволяло применять в качестве топлива бензин с низким октановым числом. Сборку двигателей осуществлял моторный цех завода имени Лихачева.

Базовый автомобиль имел мощность 97 л.с.

При установке газобаллонного оборудования отдача снижалась до 87 л.с. Малыми партиями собирались экспортные версии со степенью сжатия 6,5 и мощностью 107 л.с.

Трансмиссия

На ранних выпусках применялось сцепление с 2 рабочими дисками, оснащенное механическим управлением. После модернизации, проведенной в 1961 году, стала использоваться 1-дисковая конструкция с дополнительным демпфером.

На машинах устанавливалась 5-скоростная коробка передач. Ранний вариант трансмиссии не имел синхронизаторов, 5 передача являлась повышающей. Поздние выпуски оснащены частично синхронизированным (кроме 1 скорости) узлом от ЗИЛ-130. На таких грузовиках установлен задний редуктор с измененным передаточным отношением. Карданная передача состоит из 2 валов и дополнительной опоры.

Читать еще:  Арбалетно-лучный тир

Подвеска и ходовая часть

В основе шасси грузовика лежит рама, собранная из лонжеронов переменного сечения и поперечин. Детали соединены между собой заклепками. Спереди расположен стальной бампер, сверху установлены 2 буксировочных крюка. Задняя поперечина оборудована буксировочным прибором с 2-сторонним пружинным демпфером.

Балка переднего моста, оснащенная поворотными кулаками, установлена на 2 полуэллиптических рессорах, концы которых размещены в резиновых подушках. В конструкции подвески применены рычажные амортизаторы, которые впоследствии заменили на телескопические. Задний мост оснащен основными и дополнительными рессорами. Задний конец основного демпфирующего элемента установлен на качающейся опоре.

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм грузовика не оснащен гидравлическим усилителем. Вращение от рулевого колеса передается на червячную шестерню, а затем на ролик, который жестко соединен с сошкой. Для изменения угла установки колес используются регулируемые по длине штанги. Конфигурация деталей на ранних и поздних машинах отличается.

Тормозная система, оснащенная пневматическим приводом, имеет барабанные механизмы. На выходной вал коробки скоростей установлен дисковый механизм, использующийся на стоянке. Управление стояночным тормозом механическое. В состав пневматического привода входит 2-цилиндровый компрессор и несколько ресиверов, установленных на лонжеронах рамы. Имеется разъем для подключения тормозов прицепа. Поздние выпуски машины укомплектованы тормозным краном от ЗИЛ-130.

  • ЗИЛ-164Р — бортовой грузовик для работы с прицепом (1957—1961)
  • ЗИЛ-164Д — бортовой грузовик с экранированным оборудованием (1957—1961)
  • ЗИЛ-164Г — шасси самосвала (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н — седельный тягач (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-585И — строительный самосвал (1957—1961)
  • ЗИЛ-ММЗ-585К — сельскохозяйственный самосвал (1957—1961)
  • ЗИС-156А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (1957—1961)
  • ЗИЛ-164А — бортовой модернизированный грузовик, часть агрегатов от будущего ЗИЛ-130 — сцепление, коробка передач, карданные валы, амортизаторы [1] (1961—1965)
  • ЗИЛ-164АР — бортовой грузовик для работы с прицепом с двигателем повышенной мощности 109 л.с.(1961—1965)
  • ЗИЛ-164АД — бортовой грузовик с экранированным электрооборудованием (1961—1965)
  • ЗИЛ-164АГ — шасси самосвала (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-164АН — седельный тягач с двигателем повышенной мощности 109 л.с. [1] (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-585Л — строительный самосвал (1961—1965)
  • ЗИЛ-ММЗ-585М — сельскохозяйственный самосвал (1961—1965)
  • ЗИЛ-166 — бортовой грузовик для работы на сжатом газе (1961—1965)
  • ЗИЛ-166А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (опытная партия)
  • ЗИЛ-164* — колымская модификация — производилась самостоятельно местным автопредприятием — устанавливалась третья ось. Позволило увеличить грузоподъёмность и эксплуатационные качества. Данную модификацию в качестве памятника можно увидеть в г. Магадан (район Автотек)

Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.

В конструкции ЗИЛ-164А был внедрен целый ряд узлов от перспективной модели ЗИЛ-130 (сцепление, коробка передач, стояночный тормоз, новая промопора кардана, комбинированный тормозной кран). Приемочные испытания грузовиков семейства ЗИЛ-164А прошли в 1960 году, а на конвейер они встали в октябре 1961-го.

Внешне ЗИЛ-164 от ЗИЛ-164А отличить легко по расположению жалюзи на боковинах капота: у ЗИЛ-164 они вертикальные, у ЗИЛ-164А — горизонтальные, как у ЗИС-150.

Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности, немецкие пожарные машины на базе ЗИЛ-164 после списания из воинских частей продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Кроме того, многие автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗИЛ-164 весьма оригинальные спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например, кассетный цементовоз.

На шасси ЗИЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начала 1990-х. К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства. Сегодня на территории СНГ и Прибалтики сохранилось несколько экземпляров этих машин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: